Пятая высота

А Ильин| опубликовано в номере №621, апрель 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Херсон оказался тем городом, где она должна «воздвигнуть» ткацкую фабрику с суточной выработкой в 120 тысяч метров ткани.

В руках указка, к доске прикреплён кнопками ватман с чертежами.

Настал час защищать свой проект херсонской фабрики.

Четыре года она готовилась к этому часу. Четыре года назад она приняла решение на время оставить фабрику. В двадцать шесть лет сесть на техникумскую скамью, рядом с пятнадцатилетними девочками... После заработка в полторы - две тысячи рублей перейти на студенческую стипендию, на четыре года уйти из вырастившего её коллектива - на это было трудно решиться.

И по силам ли ей это? За плечами только четыре года учения в школе да ночные сидения за учебниками, когда она самостоятельно готовилась к поступлению в техникум.

Чудес не бывает - она слыла далеко не лучшей студенткой в группе, где все, кроме неё, имели нормальное семилетнее образование. И только постепенно стала она догонять тех, кто шёл впереди.

Но как будет с проектом? Она решила его смело, способом, мало знакомым в Орехове, выбрав для своей фабрики новейший автоматический ткацкий станок «АТ - 100», ещё не применявшийся на местных предприятиях, но изученный ею в лабораториях техникума.

В свой проект она вложила опыт, накопленный ею за годы работы на фабрике, и те знания, которые она получила в техникуме. И поэтому она говорила уверенно, твёрдо. Она, как старый производственник, глубоко чувствовала, понимала каждую цифру.

... Она ожидала этого вопроса. Его задал член экзаменационной комиссии, прибывший из Москвы, из главка.

- Типовое уплотнение для станков «АТ - 100» предполагает нагрузку 30 - 32 автоматов на одну работницу. Скажите, какими известными в литературе данными вы руководствовались, увеличивая эту нагрузку до сорока пяти автоматов?

Это было самое серьёзное и самое дорогое для неё положение проекта.

- Таких данных в литературе нет, - пришлось сознаться ей. - Это - моё личное допущение. Но допущение, имеющее основанием мой собственный опыт работы, правда, на станках; иного типа.

Она стала обосновывать это своё положение. Прежде всего, принятые на других фабриках маршруты обхода станков она считает возможным изменить. Вот маршруты, предлагаемые ею. Нетрудно видеть, что они сокращают цикл обхода «гнезда» и улучшают условия наблюдения за его работой. Самая расстановка оборудования тоже может быть проведена более рационально, чем это принято сейчас. Она предлагает установить станки в «гнёздах» несколько иначе. Эти два мероприятия и дают тот выигрыш рабочего 'времени, который позволит прибавить ещё несколько станков на одну работницу.

По этому пункту проекта вопросов больше не последовало. Но были другие. Её попросили подробно разложить на составные проектируемую ею весьма высокую прибыль - 172 рубля на каждые сто метров ткани. Волкова говорит обо всех стадиях разработанного ею технологического процесса, о тех выгодах, которые он даёт. Товарищ из главка больше не задаёт вопросов, он записывает что - то в свою книжку. Приветливо кивает ей Иван Николаевич Ушаков - её консультант. Неужели всё обошлось благополучно?

Её просят удалиться из комнаты, потом приглашают обратно.

Председатель квалификационной комиссии директор фабрики Михаил Константинович Рунов выходит из - за стола и жмёт ей руку:

- Отлично! Вы защитили диплом на «отлично». Комиссия отмечает особо удачный выбор оборудования и разработку стахановских маршрутов. Вам присвоено звание техника - технолога текстильной фабрики.

Вот и поднялась она на новую высоту! Надо ли говорить, что этот июньский день 1952 года был радостным днём не только для неё, но и для Николая, её мужа!

- Теперь о четвёртой высоте, - говорит Мария. - Да вот это она и есть - Людмилка, Николай, его мать - жизнь в семье, которую надо строить, не спускаясь с других вершин, не оставляя работу, учёбу, общественную деятельность. И это не легко, конечно. Но я ни на миг не допускаю мысли обеднить свою жизнь, отказаться от какой - либо части того, что всё вместе и составляет полное счастье.

Телефонный звонок. Это, оказывается, звонили из парткома. Справлялись о здоровье Людмилки, спрашивали, скоро ли Мария выйдет из отпуска. Она уже назначена сменным мастером в родной цех. Её участок будет модернизирован первым на фабрике: вместо платтовских станков там установят автоматы. Ей придётся первой осваивать это сложное дело.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Кто виноват?

Из посты "Смены"