- Я работаю чертежником в канторе у землемера. Живу в деревне около Рурки. В свободное время занимаюсь вот этим. - Синг показал на зерна. - Мне очень хочется, чтобы люди увидели их... Для них требуется так мало места. Положите эти зерна куда-нибудь, ну хотя бы на тот столик, что стоит налево от входа. Возьмите и лупу. Я буду вам так благодарен...
Директору этот разговор, по-видимому, надоел. Он зевнул, посмотрел на небо и сказал:
- 'Клади их сам, куда хочешь.
Ченан горячо поблагодарил и сказал, что непременно придет сюда завтра.
- У зрителей могут возникнуть какие-нибудь вопросы насчет моих зерен, - сказал он. - Охотно отвечу на все, что их будет интересовать.
На другой день Ченан Синг пришел в павильон одним из первых. Он не ошибся: его экспонатами заинтересовались многие посетители.
Бородатый крестьянин, посмотрев через увеличительное стекло на зернышко, восторженно воскликнул:
- Ну и народ же в Пенджабе! Мало того, что пенджабцы строят плотины и укрощают бурные реки, так они еще пишут целые книги на рисовых зернах!
- Это моя работа! - с гордостью сказал Синг.
- Это действительно вы написали? - удивился стоявший рядом человек в очках. Это был видный ученый, приехавший на Всеиндийскую выставку вместе со своей женой. - Разрешите, пожалуйста, и мне взглянуть.
Вооружившись лупой, ученый начал читать то, что было написано на зерне риса.
- Изумительно! - прошептал он и передал увеличительное стекло своей спутнице.
Никогда еще не было столько посетителей в павильоне. На другой день их пришло еще больше. Ченан Синг охотно объяснял людям, как ему удалось сделать микроскопические надписи на зернах риса. Вокруг то и дело раздавались возгласы:
- Чудо! Это непостижимо! Поистине волшебное перо!
Ченан Синг провел на выставке целую неделю. Когда же его отпуск кончился и ему пришлось вернуться в деревню, служители павильона без особого энтузиазма взяли на себя труд показывать посетителям удивительные зерна. Теперь целый день им приходилось стоять у входа и пропускать нескончаемый людской поток - женщин, детей, крестьян, рабочих торговцев, которым не терпелось посмотреть на диковину.
- У нас своей работы хоть отбавляй, а тут еще нам всучили этот рис! - недовольно ворчали служители.
В один из дней в павильоне случилась пропажа: кто-то утащил одно зернышко и лупу. Эту сенсацию тотчас же подхватила пресса. С быстротой молнии по стране распространилась весть о том, что «на выставке похищено произведение искусства». Популярность необычных экспонатов достигла еще больших размеров. В газетах одна за другой появились статьи, осуждающие «моральные устои населения». Толпы людей собирались у павильона, чтобы узнать, нашлось ли похищенное зерно.
«Я решил возместить потерю, - писал Ченан Синг директору павильона, - постараюсь в ближайшее время привезти вам точно такое же зернышко. Прошу лишь купить другое увеличительное стекло взамен пропавшего. Надеюсь, вы сделаете это...»
Директор отнесся сочувственно к просьбе Синга. Он направил специальную бумагу в отдел рекламы с просьбой выделить ему средства на приобретение новой лупы. Хотя она стоила всего четыре рупии, межведомственная переписка по этому вопросу сильно затянулась. «Когда же наконец будет увеличительное стекло?» - возмущались посетители, заполняя книгу отзывов все новыми и новыми жалобами. Чтобы избежать неприятностей, директор павильона купил лупу на свои собственные деньги.
- Вот уж никогда не думал, что вокруг рисовых зернышек поднимется такая шумиха! - сказал одному из своих сослуживцев директор павильона.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.