В шестнадцать мальчишеских лет

Г Шарапов| опубликовано в номере №784, январь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Замечательный советский писатель Аркадий Петрович Гайдар писал, что в своих книгах он хотел рассказать о «веселом времени» революции, о том, «какая она была, жизнь, как оно все начиналось, да как продолжалось...», чтобы научить юных читателей «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». Сейчас на произведениях A. Гайдара воспитывается поколение за поколением. Но историкам литературы до сих пор недостаточно хорошо известно, «как начиналась» биография самого писателя. Между тем начальный период жизни Гайдара, связанный с Арзамасом, чрезвычайно важен и интересен, так как именно тогда складывался характер А. Гайдара, его политические симпатии и антипатии. В эти годы он приходит к большевикам, становится активным участником борьбы за Советскую власть.

Несомненный интерес представляет вышедшая недавно и г. Горьком книга молодого журналиста B. Малюгина «Счастье Аркадия Голикова».

Книга основана на достоверном, фактическом материале. Вместе с тем это не сухое изложение фактов и документов, а повествование, живое и увлекательное. В книге много материалов, извлеченных автором из архивов и сообщенных ему Л. П. и М. П. Голиковыми, а также людьми, близко знавшими писателя. Среди приведенных документов особый интерес представляет заявление Аркадия Голикова в Арзамасский комитет РКП:

«27 августа 1918 г. В комитет партии коммунистов. Прошу принять меня в Арзамасскую организацию РКП. Ручаются за меня тов. Гоппиус, Вавилов. А. Голиков».

Арзамасский комитет партии, рассмотрев заявление четырнадцатилетнего подростка, постановил: «Принять в партию с правом совещательного голоса по молодости впредь до законченности партийного воспитания».

Автор воссоздает горячую атмосферу революционной поры, использует публикации арзамасской газеты «Молот», тексты листовок и множество других интересных документов.

В книге подробно рассказывается о ближайшем окружении будущего писателя: о его отце - учителе Петре Исидоровиче Голикове, ставшем позднее комиссаром полка, - о матери Наталье Аркадьевне, которая, как и сын, решила «послужить народу» и вступила в партию большевиков, об учителях-коммунистах Н. Н. Соколове и Т. И. Бабайкиной, ссыльной большевичке М. В. Гоппиус и других. Автор показывает, как возникали в сознании будущего писателя те вопросы, разрешение которых впоследствии логически привело его к большевикам. Вот один пример: «Совсем недавно, вчера, ходили с Талочкой (сестрой. - Г. Ш.) на Волгу, долго смотрели, как грузили на большой белый пароход какие-то тюки, мешки, бочки, и услышали песню. Сидели, слушали и даже немного запомнили мотив и слова, пришли домой, запели: «Вставай, поднимайся, рабочий народ...». А как дальше - забыли. Слова трудные, непонятные. А мама говорит, что нельзя ее громко петь. Ведь «Жил-был у бабушки серенький козлик» сколько угодно можно, а эту почему-то нельзя...» Так раскрытие детской психологии сочетается в книге с добродушным юмором, придающим особую прелесть повествованию.

Подробно осветив начальный период биографии А. П. Гайдара, автор рассказывает о прототипах героев произведений А. П. Гайдара и фактах, которые позднее нашли художественное воплощение в его книгах. В живой очерковой манере В. Малюгин воссоздает творческую историю повестей «Школа», «В дни поражений и побед», рассказа «Голубая чашка».

В книге В. Малюгина есть спорные утверждения, ненужные повторения, но она, несомненно, представляет интерес для юных и взрослых читателей, а также для историков советской литературы.

г. Горький.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены