Ченан Синг пришел на Всеиндийскую выставку не как праздный посетитель. Об этом можно было судить по его озабоченному лицу. Он быстро переходил от одного стенда к другому. Только в павильоне кустарной промышленности Синг задержался дольше обычного: его внимание привлекли пестрые декоративные ткани, стенная роспись и большие цветочные вазы. Потом он подошел к девушке-дежурной, сидевшей за конторкой.
- Мне нужно увидеть директора, - сказал Синг.
- Зачем?
- По делу.
- А не смогу ли я быть вам полезной?
- Нет, к сожалению. Я ничего не собираюсь покупать у вас. Я ищу место для своих экспонатов. - Ченан Синг вынул из кармана маленькую коробочку и осторожным движением извлек из нее клочок ваты. - Здесь пять зерен риса, - пояснил он. - На одном я изобразил карту Индии, на другом написал пять принципов мирного сосуществования - Панча шила, на третьем воспроизвел строфу из бессмертной поэмы «Гита», на четвертом - несколько строк из нашего национального гимна, а на пятом-отрывок из речи многоуважаемого Джавахарлала Неру.
- У нас экспонируются только ткани. Попробуйте обратиться в промышленный павильон, - посоветовала дежурная. - Может быть, там найдется место для ваших зерен.
Синг направился к большому сооружению, выкрашенному в зеленый и красный цвета. Войдя гуда, он увидел различные машины и приборы, поблескивавшие никелированной отделкой и лаком. Тут демонстрировались многочисленные изделия индийской промышленности, отображавшие технический прогресс страны. Но, к огорчению Ченана Синга, и здесь его зернам места не нашлось.
«Может быть, в павильоне Керала мне повезет?» С такой мыслью Синг вошел в просторный зал, где экспонировались макеты плантаций кофе и земляных орехов. Опять не то! Синг пошел дальше. Он осмотрел макеты новых оросительных каналов и плотин, выставку мойных нарядов и посуды, мельком взглянул на один из стендов транспортного отдела, где электрический ток приводил в движение составы маленьких железнодорожных вагончиков, прошел мимо павильона оборонной промышленности... Нет! Все это не имело отношения к его экспонатам.
Последнее, что он осмотрел, был павильон провинции Пенджаб. Синг невольно залюбовался искусно выполненными фресками, на которых художник необычайно живо изобразил грациозных танцовщиц. Чего только не было в этом павильоне! И деревянные ложки, сделанные мастерами художественной резьбы, и расшитые золотом тончайшие шелковые ткани, и внушительные медные чаны, сработанные деревенскими кузнецами, и огромная модель знаменитой плотины Бхакра...
Двое служащих играли в карты на импровизированной тахте из свернутых ковров.
- Мне нужен директор, - обратился к ним Синг. - Возможно, он согласится оставить на выставке то, что я хочу показать ему...
- Вряд ли, - ответил один из служащих. - Некоторые вещи до сих пор лежат на складе нераспакованными. Нигде нет ни одного свободного местечка.
- Если бы вы взглянули, то я уверен...
- Обратитесь к директору, - перебил служитель Синга. - Вот он сидит около двери.
Ченан Синг подошел к директору. Пожилой лысый человек сидел в кресле и дремал, согретый ласковыми лучами нежаркого зимнего солнца. Ченан изложил ему свою просьбу и, положив на ладонь одно зернышко риса, добавил:
- На нем начертаны все пять принципов мирного сосуществования.
Старик недоверчиво посмотрел на сероватое рисовое зерно.
- Посмотрите, прошу вас, - предложил Синг, протягивая ему увеличительное стекло.
- Мы выставляем только государственные товары, - сухо сказал директор. - Я не могу выполнить твою просьбу. А чем ты зарабатываешь себе на жизнь? - вдруг спросил он.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.