Подарок к юбилею

И Хейфиц| опубликовано в номере №784, январь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мне не раз доводилось слышать недоуменный вопрос: «Дама с собачкой»? Что же здесь интересного для экранизации?»

... На крымском курорте случайно встретились два человека: молодая замужняя женщина Анна Сергеевна и скучающий, ищущий приключений чиновник Гуров, которому «не было еще сорока» и у которого «была уже дочь двенадцати лет и два сына-гимназиста». Встретились и разъехались. Прошли месяцы, а Гуров никак не мог забыть «даму с собачкой». Он разыскал ее в городе С... И Гуров и Анна Сергеевна поняли, что соединяет их большое, крепкое чувство, «и было непонятно, для чего он женат, а она замужем». Но как разорвать невыносимые, обманывавшие всех путы, герои рассказа не знали. Это «как» мучило обоих, не давало покоя...

Я давно мечтал экранизировать «Даму с собачкой». И потому очень обрадовался, когда узнал, что на студии «Ленфильм» решено подготовить эту картину к столетию со дня рождения Антона Павловича Чехова и постановка поручена мне.

Но поставить «Даму с собачкой» в кино оказалось нелегко. Чеховская проза не обладает игровым материалом: нет в ней интригующих завязок, эффектных положений. И все-таки в рассказах Чехова всегда заложено большое внутреннее напряжение, сильные мысли и чувства. Не вскрыть их - значит не передать Чехова.

Необходимо было показать эпоху «безвременья», в которую жили герои рассказа, показать то, о чем у Чехова сказано только вскользь. Потому-то зрители встретят в нашей картине некоторых персонажей и увидят ряд эпизодов, которых нет в рассказе, но которые все же «подсказаны» нам писателем.

В начале работы я столкнулся едва ли не с самой трудной задачей: подбором исполнителей главных ролей. Правда, на роль Гурова актер был найден еще задолго до съемок. Это Алексей Баталов, с которым мы совместно работаем вот уже над пятой картиной.

Сложнее обстояло дело с «дамой с собачкой». Актриса, играющая эту роль, должна быть талантлива, молода и иметь большое портретное сходство с чеховской героиней. Я не надеялся легко найти подходящую исполнительницу. Однако неожиданно выбор определился сразу. Впервые в своей режиссерской практике я пригласил на главную роль не профессиональную актрису. Это случилось на спектакле Московского студенческого театра «Такая любовь» П. Когоута, в котором роль Лиды Матисовой играла выпускница факультета журналистики МГУ Ия Саввина-Шестакова.

Ей всего двадцать два года - столько же, сколько Анне Сергеевне. Несомненное актерское дарование Саввиной-Шестаковой сочетается с очень чуткой восприимчивостью; ее искренней игре совершенно чужды штампы.

Сейчас, когда работа над фильмом закончена, я могу оценить исключительную добросовестность молодой исполнительницы.

Мне кажется, она сыграла настоящую чеховскую «даму с собачкой».

Однако я забежал вперед: картину скоро увидят зрители, и им первое слово.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены