Путь исканий

3 Мунсонэй| опубликовано в номере №683, ноябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сюэ - фэнь полюбила искусство. Ей хотелось, чтобы оно было ближе и понятнее людям. Театр, в котором она работала, был пропитан условностями китайской классической сцены: маски, пение неестественными голосами, широкое использование приемов акробатики, своеобразные декорации - все это было свойственно ему. Молодой актрисе казалось, что оперное искусство должно быть более свободным, гибким, а главное, более доходчивым. Но как это сделать, Сюэ - фэнь не знала.

Правда, она еще в то время твердо решила, что искусство должно быть не зависимым от власти денег. Сюэ - фэнь и ее подруги с негодованием отказывались от приглашений на ночные оргии, которые устраивались богатыми меценатами. Девушки предпочитали вести полуголодное существование, но не втаптывать искусство в грязь ради денег и сытости.

Новая жизнь началась для молодой артистки в 1942 году, когда она попала на территорию, освобожденную восьмой Народно - освободительной армией Китая. С этого момента театр все больше и больше становился народным. Актеры выступали перед солдатами, рабочими н крестьянами.

С этого времени Юань Сюэ - фэнь все чаще занимали мысля о необходимости отказаться от установившихся канонов в театре. Она старалась работать над своими ролями так, чтобы они стали жизненнее, правдивее, но на первых порах это плохо удавалось. Актриса много читала, изучала основы театроведения, училась у артистов кино. Но настоящей, систематической учебой ей удалось заняться только после того, как во всем Китае была провозглашена народная власть.

В 1949 году Юань Сюэ - фэнь поступила на курсы при Институте драмы и оперы, который был создан Народным правительством. А еще год спустя двадцатипятилетнюю актрису назначили директором нового государственного театра. Он был создан из четырех небольших оперных трупп. По имени старейшей из них театр получил название Шассинской оперы.

Теперь для Юань Сюэ - фэнь открылись самые широкие возможности. Она чувствовала: чтобы творить для народа, нужно учиться у народа. И Сюэ - фэнь с группой артистов решила поехать в глухую деревню уезда Шэнсянь - в те места, откуда сотни лет назад вышли первые артисты Шаосинской оперы.

Поездка превзошла все ожидания. Когда жители деревни узнали, что Юань Сюэ - фэнь собирает старинные песни и записывает новые мелодии, около фанзы, где она остановилась, собралась толпа людей. Каждый охотно предлагал свои услуги. Старая семидесятилетняя женщина, прожившая трудную жизнь, сохранила в памяти много грустных песен, в которых говорится о тяжелой доле китайских крестьян. Веселый юноша предложил другие мелодии. Еще недавно он вместе со своим отцом делил землю, отнятую у помещика. И радость новой жизни вылилась у него в радостную песню.

Юань Сюэ - фэнь и ее товарищи едва успевали записывать. Беседы затягивались почти до рассвета. Может быть, именно эти встречи имела в виду Юань Сюэ - фэнь, когда она впоследствии говорила: «Я поняла и прочувствовала необходимость связи с рабочими, крестьянами и солдатами Народной армии. Я горда, что могу трудиться для них. Они дают нам значительно больше, чем мы».

Напряженная учеба, тесная связь с народом, широкие возможности для творчества - все это помогло Юань Сюэ - фэнь начать работу, которую смело можно назвать реформой театра. На сцене Шаосинской оперы появились новые спектакли. Первой была опера «Ши Да - кай», повествующая о герое Тайпинской революции.

Для новых опер потребовались другие средства выразительности. Юань Сюэ - фэнь отказалась от старого принципа, когда один спектакль длился несколько дней. Она отобрала из оперы основные моменты и впервые в классическом театре разбила постановку на акты.

Но особое внимание Юань Сюэ - фэнь обращала на мастерство актера. В театр пришло много молодых артистов, и она старалась помочь им овладеть методом К. С. Станиславского. Вместе с молодежью училась и сама она стала требовать от актеров глубокого раскрытия внутреннего мира героев, отказалась от традиционных масок, от искусственных интонаций голоса, свойственных классическому театру. В основу опер были положены народные мелодии. Для отдельных партий Юань Сюэ - фэнь написала музыку сама. Театр отошел от условностей и в оформлении сцены.

Все то новое, что внесла Юань Сюэ - фэнь в спектакли, сделало их реалистическими, близкими зрителю. Шаосинская опера стала одним из самых популярных театров в Китае.

Когда спектакли этого театра проходили в Москве, советские зрители высоко оценили искусство китайских друзей и особенно руководителя Шаосинской оперы Юань Сюэ - фэнь - великолепной артистки, подлинного новатора в китайской классической опере.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены