Пустыня отступает

Вс Бродский| опубликовано в номере №678, август 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Заметки художника

Самолет летит над песками Кызыл - Кумов.

Солнечные лучи падают здесь почти отвесно. Розовато - желтая пустыня отражает их сияние и, сливаясь вдали с дрожащим воздухом, уходит за горизонт. Кажется, нет ей конца и края. И лишь широкая светло - рыжая Аму - Дарья, торопливо несущая свои воды к Аральскому морю, нарушает однообразие.

На горизонте появляется темная полоска. Сначала она становится серо - голубой, потом зеленой. Полоса растет, ширится, и вот уже под крылом самолета, без всякого перехода, с резко очерченной границей, простирается гигантский оазис. Мелькают поля хлопка, риса, джугары, кукурузы, фруктовые сады, бахчи, пастбища, рощи, поселки, покрытые темными шарами карагачей. Ряды тополей, похожих на зеленые перья, тянутся вдоль лиловых полос шоссейных дорог и светло - коричневых линий каналов и арыков. Широко раскинулось здесь зеленое царство. Все эти просторы орошены водами канала Кызкеткен.

Мне вспомнились памятные дни начала 30 - х годов, когда на стройке канала были вынуты первые кубометры раскаленного грунта. Широкой полосой тянулся от берега Аму - Дарьи пестрый людской поток. Зеркальным блеском вспыхивали отполированные ковши экскаваторов и лезвия кетменей. Цепью шли под погрузку белые от пыли автомобили и подводы.

Прокладывать канал колхозникам Кара - Калпакии помогали молодые москвичи и ленинградцы, приехавшие сюда по зову комсомола.

И вот я снова побывал в том месте, где канал берет свое начало, откуда вода, прорезав пески на десятки километров, исправно поит богатейшие земли севера Кара - Калпакии. Какие изменения произошли здесь за эти годы! Вместо юрт и бараков, полузасыпанных песком, теперь вырос целый поселок. Среди зелени стоят белые дома.

От канала Кызкеткен мой путь лежал на север, к плато Усть - Урт. Трудная и долгая предстояла дорога. Но невозможно было отказаться от желания побывать в этих легендарных местах.

Усть - Урт - пустынный и малодоступный край - простирается между Каспийским и Аральским морями. Четыреста километров с юга на север и пятьсот с востока на запад - вот его размеры. Почти двухсотметровой кремово - розоватой стеной падает восточный край Плато в васильковые воды Арала.

Аральский берег Усть - Урта сказочно величественен. Народ воспел его в своих песнях. Первым ученым, поведавшим о нем, был флотский офицер А. Бутаков, который промерял в 1848 году глубины Аральского моря. В начале девятисотых годов Л. Берг в труде об Аральском море посвятил обрыву Усть - Урта яркие страницы, которые и сейчас молодежь читает не переводя дыхания. В 1946 году С. Толстов открыл на плато развалины древних караван - сараев и изучил пути, связывавшие государство хорезмских шахов с Киевской Русью.

Край этот богат рыбой, птицей, кабанами, лисицами.

В годы гражданской войны в Кара - Калпакии хозяйничали шайки басмачей. Гибли стада, пылали подожженные бандитами кишлаки и поселки. Жители прятались в плавнях Аму - Дарьи. Но Москва послала сюда освободителей. По Кун - градской дороге на сверкающие обрывы Усть - Урта ринулись тысячи всадников в выгоревших шлемах и гимнастерках, покрытых белыми разводами соли. Среди светлопалевых ущелий, сбегавших к Судочьему озеру, грянул бой. Лишь отдельным бандитам удалось прорваться на юг, в Кара - Кумы, где они потонули в бесконечном пространстве пустыни.

Советская власть положила конец вековым страданиям каракалпакского народа, открыла перед простыми людьми широкий путь к счастью и процветанию.

Сейчас по той же Кунградской дороге, по которой пришло сюда освобождение, к бастионам Усть - Урта прокладывается железнодорожное полотно. Строительство железной дороги создаст новые возможности для дальнейшего расцвета этого удивительного края.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Народный поэт Франции

К 175-летию со дня рождения Беранже