Глубокая синева и нежная зелень - эти краски главенствуют над городом в погожие дни, когда солнце щедро льет свои лучи на улицы и парки, на широкие просторы Невы. В такие дни еще более прекрасен Ленинград - строгий, торжественный, бесконечно родной.
Саша дошел до середины Невского и машинально остановился у большого красивого дома. Открыл, не задумываясь, массивную дверь и вошел, как входят к добрым знакомым. Небольшой чемоданчик, легкое серое пальто оставлены в раздевалке; юноша проходит мимо каких - то гудящих шкафов, мраморных досок с разноцветными лампочками и рубильниками. Знакомая дверь. Здесь «Лаборатория резания металлов».
Ранний час, но в лаборатории людно. Вокруг токарного станка, что у самого окна, столпились подростки. В центре пожилой человек в опрятном рабочем халате - Владимир Иванович Кротов. Едва заметным кивком он приветствует Сашу и, глядя с добродушной усмешкой на ребят, включает станок.
- Значит, ясно, отчего станок крутится? Что ж, и это неплохо знать для начала. Не думайте, что мы родились токарями... Я уверен, что многим из вас полюбится наша профессия, и мы еще не раз встретимся здесь, в Доме техники. У нас тут и начальная школа, и университет, и академия. А ну - ка, поворот на сто восемьдесят градусов!
Противоположная стена увешана большими портретами самых знатных токарей и фрезеровщиков.
- Этого товарища знаете? - Кротов указывает на первый портрет.
- Генрих Борткевич! - хором отвечают школьники.
- Так... А это?
- Павел Быков...
- Дальше?
- Иван Леонов... Фрезеровщик с Кировского...
- Точно! Ну, а крайний?
- Василий Колесов... Волжанин...
- Всех знаете! Как народных артистов! Многие из них, когда начинали, приходили к нам, учились. Потом другим передавали свой опыт и опять учились...
Владимир Иванович включает станок, переходит от элементарного к более сложному. Он рассказывает о последних достижениях токарей, о скоростном и силовом резании, о созданной новаторами чудодейственной геометрии резцов, о различных пневматических зажимных устройствах, хитроумных приспособлениях, продвигающих технику вперед. Вьется из - под резца вороненая стружка, сыплются опилки. Ребята стоят как завороженные, и даже самые беспокойные, которых приходилось останавливать, чтобы не обожглись стружкой, и те притихли.
Многое из того, что рассказывает токарь, похоже на чудо. Оказывается, пластинки из глины режут самые крепкие стали лучше и быстрее, нежели сверхпрочные сплавы.
- Да, из глины! - подтверждает Владимир Иванович и строго спрашивает: - А каждый знает формулу AL2O3?
- Глинозем - окись алюминия! - гремит хор.
- Верно! Так вот, термокорундовые резцы, изготовленные из этой глины, оказались неизмеримо прочнее и в сотни раз дешевле, чем такой распространенный сплав, как победит, состоящий из редких и дорогих элементов - кобальта, титана, вольфрама. Придумали это новаторы - рабочие в содружестве с учеными.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 175-летию со дня рождения Беранже
Заметки художника