Начали репетировать. Сцена следовала за сценой, и от режиссерской твердости не осталось и следа. Он уже мысленно согласился, что Верка может быть и такой, как Наташа Андрейченко.
...Снимали эпизод в деревне. Стояли сорокаградусные морозы, замерзала смазка в камере. Пришел черед снимать очень важную сцену, когда Верка прощается с отцом.
Накануне на репетицию Андрейченко не смогла явиться, но в час съемок была на площадке. Яшин и слышать ничего не хотел о съемках, а репетировать на морозе было невозможно.
– Я готова. Борис Владимирович, – настаивала актриса.
Включили камеру, и произошло чудо: лицо Наташи преобразилось, глаза ожили, в них заблестели слезы...
– А хорошо придумала, – понял режиссер. Этот эпизод стал лучшим в фильме.
Режиссеры отмечают у Андрейченко «чувство кино», способность ощутить необходимый уровень выражения чувств. Оно, это чувство, не позволяет актрисе сфальшивить. В любой сцене Андрейченко выглядит органично, легко и естественно двигается в кадре. Для нее жест – не только движение тела, но прежде всего – движение души.
Наташа совершенно не боится камеры. Свет юпитеров радует, оживляет, она вся преображается и работает, не жалея сил. Эта актриса беззаветно влюблена в кино, и оно отвечает ей взаимностью.
Когда Андрейченко прочла сценарий фильма «Жнецы», где режиссер В.Денисенко предлагал ей роль Марии Ковалевой, актриса увидела в этом образе второй план, который скупо проглядывал в строках сценария, но, если его разработать, сулил интересные поиски. Актрисе захотелось «разъять» образ – показать зрителю противоречие между видимостью и сутью характера Марии Ковалевой.
В начале фильма актриса играет маску, которую надела ее героиня. Надела мгновенно, на наших глазах. Актриса позволяет этой маске сползти и открывает за ней юное, чистое лицо, да не лицо, а лик, хрестоматийный лик некрасовской женщины-крестьянки, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет...
Мария Ковалева – комбайнер, лихая, веселая, что называется «огонь-девка». В ней чересчур всего – и задора и веселости, слишком явно проскальзывает этакая разухабистость. Этот-то перебор, бравада и настораживали, и заинтриговывали актрису, заставив ее доискиваться: в чем же Мария настоящая, во что и почему играет? Играет в лихость и задиристость, а за всем этим ощущается тоска, боль и ожидание...
Мария полюбила Василия и сама нее первая осознает невозможность счастья с ним. Не может Мария оторвать Василия от его корней, от родины, дома, матери его ребенка. Мария жертвует своей любовью. Ее счастье в другом – в самой возможности любить нежно, верно, бескорыстно. Этот нравственный урок, вынесенный из пережитой драмы, ее героиня сохранит на всю жизнь, и зритель верит, что она остается прежней – верной и нежной, щедрой сердцем, доброй умом.
Озорная женщина с грустными глазами вдруг становится иной, когда распрямляется душа ее. Драма Марии в том, что она сама себя не знала, сама своей души не ведала. Ей еще только предстояло открыть себе – себя.
– Я обычно долго после съемок живу под впечатлением событий, которые происходят с моей героиней. Знаю, что трачусь слишком, наверное, это от неумения распределять свои силы, от отсутствия знаний, когда эмоции заменяют их. Но иначе не могу. То же было и во время работы над фильмом «Торговка и поэт». Просматривая отснятый материал, я видела, что многое можно было сыграть иначе, лучше, достовернее. Но кино есть кино. Здесь ничего невозможно исправить. Можно только запомнить, чтобы не повторить подобной ошибки в следующей работе. Но все это происходит после того, как работа сделана. Остается чувство неудовлетворенности, которое проходит не скоро, точит душу.
Фильм «Жнецы» – не только киноповесть о любви, о ее нравственной силе, возвышающей человеческую душу. Он о самом дорогом нашем богатстве – о замечательных людях-тружениках, о молодых хозяевах земли.
Роли, сыгранные Андрейченко в монофильмах «Торговка и поэт», «Жнецы», подтвердили, что в советский кинематограф пришла актриса с яркой индивидуальностью. Ее персонажи – женщины, сильные духом, верные, страстные, твердо стоящие на земле, но в то же время у них «солнцем полна голова».
Актрисе грозила реальная опасность: стать исполнительницей ролей именно одного этого плана. Многие режиссеры предлагали ей похожие роли, но Наташа стремилась расширить свое амплуа, доказать, что способна на совершенно иные проявления. Андрейченко начали сравнивать то с Натальей Гундаревой, то пророчили ей судьбу Нонны Мордюковой. Но вот в комедии «Уходя – уходи» Андрейченко снималась вместе с Натальей Гундаревой, сыграла там эпизодическую роль. И стало ясно, какие они разные, Гундарева и Андрейченко.
...Андрей Михалков-Кончаловский, приглашая дипломницу ВГИКа в свой фильм, вероятно, сознательно шел на риск. По жанру «Сибириада» – повествование в шести сказах. Роль Насти – дочери сибирского промысловика – сложна тем, что вмещает в себя, с, одной стороны, эпический размах, а с другой – фарсе богатыми оттенками гиперболы, как у героя сказки. В момент работы у актрисы на счету было всего две роли в кино. А эпос требует высокого мастерства...
Она стреляла из ружья навскидку. Десять дублей – точно в цель. Стреляла влет – девять, десять дублей, сколько нужно. (Позднее режиссер узнал, что Андрейченко из ружья стреляла первый раз в жизни.) Старинное охотничье ружье не игрушка. Отдача у него сильная. У Наташи на плече синяки, немела от тяжести рука. Но и после съемок она бродит с ружьем – тренируется! И продолжает сниматься. Без жалоб, ни разу не выдав, что ей больно, даже мимолетной гримасой. Сейчас она Настя – хозяйка тайги, которой все нипочем, она никого и ничего не боится, ходит по тайге с ружьем, не замечая его тяжести. Может раздавить в ладонях стакан со спокойной улыбкой на лице...
Можно ли дважды войти в реку, когда вода в ней всего одиннадцать градусов? Сильное течение уносит мгновенно, и актриса не попадает в кадр. Новый дубль. Наташу растирали спиртом, чтобы унять дрожь, снимали снова и снова. Через десяток дублей выяснилось: заело пленку, материал пошел в брак. Сцену переснимали потом в другом месте, в другое время года – в октябре. На экране она длится считанные секунды...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.