Когда группа принятых на актерское отделение впервые собралась вместе со своими учителями – Ириной Константиновной Скобцевой и Сергеем Федоровичем Бондарчуком, внезапно распахнулось окно, ворвался дождь с градом.
– Видите, как вас приветствует стихия! – пошутил Бондарчук.
Начались будни. Студенты ставили отрывки из пьес, литературных произведений. Затем эти инсценировки снимались на пленку. Телекамера безжалостно фиксировала все: угловатость движений, недостатки дикции, пластики. Это было первое знакомство с камерой, первое испытание. Все они стояли сейчас у порога искусства, где, как известно с древних времен, много званых, да мало избранных.
Сейчас самое главное – открыть себя себе самой. Сбросить все суетное, мелкое, отрешиться, собраться с мыслями и... войти в это пламя. Как Иванушка-дурачок из русской сказки: прыгни в огненную купель – и выйдешь добрым молодцем.
Преодолей себя, свой страх и неуверенность. Сейчас ты должна прожить чужую жизнь, стать кем-то, забыть себя...
На учебной сцене Наташа Андрейченко играла самые разные роли. Много читала. Порой ее видение образа бывало неожиданным для окружающих, даже парадоксальным: хотела докопаться до сути, до глубины, обнажить нерв роли. Иногда приходила в институт непривычно молчаливая, задумчивая, замкнутая. В студенческой аудитории, где всегда шутки, смех, она появлялась на пороге, произнося строго и непреклонно:
– Все. Работаем.
Такую Андрейченко ребята уважали больше всего: собранная, сосредоточенная, волевая, без промедления готовая к работе,
Простые истины, азбучные, прописные, давались после долгих поисков, мучительных размышлений над образом:
– Дидро прав: «Слезы актера падают из его мозга». Говорят – вот это актер: только что смеялся и шутил, а вошел в кадр – и заплакал. Актеру нужно «примерить на себя» состояние персонажа, его эмоциональный настрой. Необходимо работать» и со слезами и с, улыбкой – иначе заплачет или засмеется актер, а не его герой.
Наташа работала до поздней ночи, до полного изнурения. Студенты московских театральных вузов ходили в ту зиму во ВГИК «на Андрейченко».
Она готовила роль в курсовом спектакле, когда ее пригласили на роль Танюши в фильм «Степанова памятка» по мотивам уральских сказов П. Бажова.
– Мы с самого начала не препятствовали тому, что она участвует в съемках, – говорит Ирина Скобцева, – не опасались, что она отстанет, зная о фантастической работоспособности Андрейченко.
Режиссера К. Ершова привлек тип былинно-сказочной русской красоты. Похоже, он надеялся, что внешние данные исполнительницы и определят успех роли. Начинающая актриса удивила коллег не только отсутствием школярства, но и глубиной понимания образа. Актриса открыла в своей героине великое таинство личности, подчеркнула лукавое изящество дочери горного мастера. Фильм-сказка стал притчей о таланте русского человека, о мудрости его сердца.
Андрейченко снималась в фильме и одновременно готовила роль в курсовом спектакле. Последний съемочный день был и последним днем перед спектаклем. Наташа без дублерства снялась в технически трудной сцене – когда Танюша в стене исчезала... Актрисе нужно было погрузиться в ванну с водой, подкрашенной гуашью, так, чтобы ни один пузырек воздуха не показался на поверхности, и пролежать в воде без дыхания, пока оператор не отснимет водную гладь. Делали несколько дублей, поэтому, вынырнув, актриса тут же бежала в гримерную, и снова шла съемка, пока, наконец, оператор крикнул: «Снято!» У Наташи не хватило времени смыть грим – надо было мчаться на вокзал, чтобы не опоздать на московский поезд. Ведь утром экзамен во ВГИКе – спектакль.
Бондарчук посмотрел материал фильма «Степанова памятка» и сказал: «Интересно. Хорошая актриса получается». Помолчал и добавил: «Очень». Кинематографисты знают, чего стоит похвала такого мастера.
Режиссер Борис Яшин, приступая к съемкам своей ленты «Долги наши», никак не мог найти исполнительницу на роль Верки. Весь актерский ансамбль был укомплектован, утверждены пробы, а Верка все не находилась. Режиссер пребывал в унынии. Людмила Зайцева, утвержденная на главную женскую роль, посоветовала:
– Что вы мучаетесь, Борис Владимирович? Пригласите Наташу Андрейченко.
Режиссер мысленно видел Верку худощавой, высокой, с грустными глазами, а перед Яшиным, лукаво улыбаясь, предстала статная, современно одетая девушка. Приятное, с мягкими чертами лицо.
«Какая же это Верка? – подумал режиссер. – Никогда никому невозможно объяснить, что тебе нужно! Ну, Зайцева, погоди!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ