Скромный смиритель ли злых?
Дней гражданин золотых,
Истый любимец Астреи! – закрепляет сходство двух молодых людей разных эпох.
Таков наиболее вероятный источник псевдонима Есенина «Аристон», которым было подписано первое печатное произведение молодого поэта.
Несколько слов о реальной основе державинского стихотворения. Оно написано в 1794 году и посвящено князю Платону Александровичу Зубову. «Он был чрезвычайно скромного нрава, – писал в своих «Объяснениях» Державин, – и вел себя, казалось, философически: то сравнен здесь потому с Аристоном... а с Орфеем по склонности к музыке». Аристоном Державин называет греческого философа Платона, сына Аристона (сравнение с ним Зубова шло, несомненно, по имени).
Впрочем, все это для Есенина значения не имело: важна была сама суть поэтического образа – благородство, великодушие и готовность сражаться со злом и ложью.
Такой «Аристон» и стал одним из авторов первого номера детского журнала «Мирок» за 1914 год.
И, возможно, не только автором, но и корректором: начинающий поэт тогда работал в корректуре типографии И. Д. Сытина, где ежемесячник печатался.
Современница, близко знавшая Есенина в те годы, вспоминала: «Он был такой чистый, светлый, у него была такая нетронутая, хорошая душа – он весь светился».
Это о Есенине-«Аристоне»: «он весь светился»...
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Роман. Продолжение. Начало в №№ 21, 22