«Я хочу быть хорошим специалистом, хочу быть спортсменом, хочу быть знатоком живописи, скульптуры, музыки, литературы. Хочу разбираться в политике нашего государства и зарубежных стран и т. д. То есть хочу знать «все о немногом и немного обо всем».
Я понимаю, что для этого надо приложить труд, старание, настойчивость и другие положительные качества характера. Но это меня не пугает, а пугает то, что я не смогу охватить всего, что необходимо человеку, живущему полнокровной жизнью».
Этого парня и ему подобных нетрудно понять. Современный город открывает перед человеком массу самых разнообразных возможностей развития. Институты, стадионы, театры, бесчисленные кружки бесчисленных клубов, выставочные залы... Охватить хочется все, а лет человеку отпущено не так уж много.
Как же быть?
Как из необъятной и бесконечной жизни выбрать для себя главное, самое необходимое?
И вот студенты, молодые инженеры, врачи пишут в разные редакции, просят помочь им составить своего рода «культминимум», освоив который человек может считать себя полноценным гражданином, сыном века, живущим гармоничной, полнокровной жизнью.
Увы, «культминимум» такой составить весьма трудно. О разных книгах, операх, картинах, даже о разных видах спорта существуют разные мнения. А деловитые горожане предпочитают рекомендации бесспорные, директивные, как советы модельера: «В этом сезоне модны приталенные пиджаки и тупоносые туфли».
Почему, неважно.
Модно — и все.
Общее мнение.
Закон.
Выполняй, не задумываясь, и ты «на уровне».
А тут сложности...
Но, допустим, все сомнения позади. Деловитому горожанину удается создать программу «гармоничной жизни». И он со своей обычной настойчивостью приступает к ее выполнению.
Тут бы и начаться приобретениям.
А начинаются, увы, потери.
Причем теряет он именно то, что, казалось бы, приобрел: так, восьмиклассники, вызубрив по учебнику главу «Евгений Онегин», приобретают некоторое представление о гениальной поэме, но начисто теряют ее саму и порой, к сожалению, навсегда.
Деловитый горожанин в темпе осваивает, например, живопись — две-три выставки, несколько популярных брошюр — и, получив общее представление о Рублеве, импрессионистах и Пикассо, со спокойной совестью забывает о выставочных залах до конца своих дней. Вставить словечко в разговоре сумеет, и ладно.
Природа?
Деловитый горожанин идет в турпоход в места, красота которых подтверждена бесспорными авторитетами. Он восхищенно замирает именно там, где восхищенно замирали тысячи туристов до него и восхищенно замрут тысячи после. При этом он старается быть в курсе новейших представлений о красоте и знает, когда следует стремиться в Сочи, а когда в Карелию или Мещеру.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.