Нелегко стать популярным в Венгрии. В стране, где, как с улыбкой утверждают социологи, каждый второй – музыкант, а каждый третий – певец. На концерты симфонического оркестра Государственной оперы под управлением Яноша Ференчика так же сложно достать билеты, как и на выступления популярных певиц Жужи Конц и Юдит Сюч, ансамблей «Омега», «Локомотив ГТ», «Неотон» или «Хунгария». Не является исключением и «долгожительница» венгерской эстрады Кати Ковач. Почти два десятилетия звучит со сцены ее голос. Не снижается, наоборот, увеличивается количество приглашений посетить с концертами ту или иную страну. Тринадцать долгоиграющих пластинок и свыше восьмидесяти маленьких, не считая песен в альбомах, – такому «собранию сочинений» можно позавидовать. При этом как не вспомнить о работе Кати в театре и кино...
В чем же секрет успеха? Сама она на этот вопрос отвечает словами парижского шансонье Жильбера Беко: «Успех в мире музыки не всегда зависит от следования капризам моды». Который уже год подряд для поездки в нашу страну Кати выбирает один и тот же месяц – март. «Сложилась такая традиция, что ли. первыми зарубежными зрителями концертной программы нового сезона становятся советские люди. Их реакция словно сверхчувствительный барометр, сняв «показания» которого в успехе песни можно не сомневаться, – говорит певица. – Нынешний год в этом плане особенный, – продолжает она. – В мире неспокойно, и оставаться в стороне мы, артисты, просто не имеем права. Ведь песня всегда остается оружием в борьбе за мир, справедливость, счастье людей».
...В 1965 году Кати Ковач получила приз лучшей киноактрисы года. Перед этим простая, искренняя, открытая в жизни и на сцене девушка попала в «поле зрения» режиссера Ференца Кардоша. Победительница престижного конкурса венгерского телевидения «Кто что умеет» получила роль в фильме «Праздничные дни». Дальше последовали работы в кино с Миклошем Янчо, Мартой Месарош. Шесть главных ролей в активе певицы. А может, правильнее сказать – киноактрисы? «Увы, – говорит Кати, – с кинематографом я рассталась, так как надлежало сделать выбор в пользу чего-то одного. Меня никогда не прельщала перспектива стать одной из поющих актрис, которые так, популярны сейчас. Не правда ли, человек только тогда достигает вершин в своем творчестве, когда сосредоточивается на одном, не распыляется. Лично мне ближе эстрада». Велик соблазн для певца испытать себя в разных жанрах. Удается это далеко не каждому.
Когда началось повальное увлечение стилем, определяемым как «новая волна», многие, оставшиеся дотоле в тени старожилы эстрады бросились сломя голову вдогонку за молодежью. Когда у нас с Кати зашел об этом разговор, она только улыбнулась в ответ на вопрос по поводу «новой волны». «Я, честно сказать, не встречала ни одного человека, который с достаточной ясностью мог сказать: «Мне понятна «новая волна». В Венгрии этому стилю следуют многие, но никто не представляет четко, в чем главный смысл их увлечения. В «волнах» такого рода постепенно растворяется национальная традиция, рождается эдакое «музыкальное эсперанто», где слова уступают место ритму».
В новой программе Кати Ковач, которая вскоре станет новой пластинкой, – положенные на музыку стихи современных венгерских поэтов. В них самая широкая, многообразная гамма чувств. Кроме одной – сентиментальности. И уже пишут специально для нее.
«Я исполняю, как вы могли заметить, интонационно усложненные произведения – они для подготовленных слушателей, которые всегда присутствуют в зале. Что же касается части так называемых «неподготовленных», то стараюсь воспитать их тут же. Есть такое понятие: эффект коллективного восприятия. Свойство хорошего вкуса таково, что если оно имеется пусть даже у небольшого числа людей, то на протяжении вечера обязательно постепенно передается другим», – считает певица.
Выступая недавно в Бельгии, Кати Ковач дала несколько незапланированных концертов. Больше всего запомнилась ей встреча в Брюсселе с молодыми активистами антивоенного движения – студентами и рабочими, объединившимися для ведения кампании протеста против размещения в странах Европы американского ракетного оружия первого удара. Парни и девушки благодарили за песни, расспрашивали о жизни своих сверстников в Венгрии, ведь не часто приходится встречаться с артистом из социалистической страны.
И все же самыми памятными выступлениями для Кати Ковач остаются два. В Советском Союзе несколько лет назад она пела в сопровождении «настоящего» симфонического оркестра. «До этого, – признается певица, – приходилось работать с оркестром Ласло Толчваи, известными далеко за пределами Венгрии ансамблями «Фонограф», «V – Моторок», «Универсал». Однако пение под настоящий смычковый вызывает истинное удовольствие». А два года назад осуществилась ее мечта. Кати пела на сцене будапештского концертного зала «Вигадо», той самой сцене, где когда-то играл на фортепиано Ференц Лист…
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Сергей Вонсовский, академик, председатель президиума Уральского научного центра
Повесть