Что есть достоинство?

Василий Фроловский| опубликовано в номере №1366, апрель 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы с Диной почти ровесники. Я тоже «просто строитель», тоже несколько лет назад окончил строительное училище. Правда, специальности у нас разные, но дело-то одно и место работы одно – стройка. Не хочется повторять прописные истины: что строители – первопроходцы, что с них начинается все на земле, что труд наш почетен... Это знают все. Вопрос в другом: почему все же тянутся многие молодые люди работать где угодно, лишь бы не в брезентовой робе? Посмотрите, сейчас ведь везде, чуть ли не с детского сада начиная, пропагандируют рабочие профессии, а пошла девушка в строители, так ей «общественное мнение» со всех сторон подсказывает: глупо поступаешь, никто замуж не возьмет...

Любопытно и другое. Еще не так давно «провалиться» на экзаменах в институт считалось чуть ли не трагедией. Как же – остаться без диплома! Сейчас к этому относятся спокойней. Да и конкурсы в вузы, во всяком случае, многие технические, поуменьшились. Говорят уже о снижении престижа инженера. То есть промышленное производство или стройка непопулярны уже на многих уровнях. Что же остается? О, мест сколько угодно! Продавец, буфетчик, завскладом, приемщик посуды... Тепло и непыльно. Нет, я вовсе не хочу обидеть работников сферы обслуживания, быта. Их труд необходим всем нам. Но я против того, чтобы на человека, избравшего рабочую специальность, посматривали свысока.

Откуда берется такое отношение? Уверен, все начинается с семьи. Профориентация, пропаганда рабочих профессий – это все, конечно, нужно. Но в то же время и бесполезно, если юноша или девушка в школе слышат одно, а дома – совсем другое. У меня, положим, такой проблемы не было. Отец – сам сварщик. Когда я сказал, что хочу поступить в строительное ПТУ, он меня понял правильно и не возражал. Но сколько еще есть рабочих семей, где детям постоянно внушается: не ходи в строительное, иди в торговое, в кулинарное. Причем и сами родители об этих профессиях ничего толком не знают, кроме одного: всегда «дефицит» можно достать, всегда сыт будешь. Но это же только внешняя, примитивная сторона дела.

Знакомые Дины говорят: можно найти чистую работу. А я скажу больше: можно вообще не работать! Вы никогда не видели, как по утрам, чуть свет, толпятся у магазинов крепкие, здоровые мужики, ждут, когда можно будет опохмелиться? И молодежь среди них появляется. Почему не работают, на какие средства живут?

Средства, оказывается, можно получить разными способами. Помочь что-то поднести, разгрузить. А можно просто прибрать к рукам что плохо лежит. Или пустые бутылки собирать. Деньги небольшие, но на закуску хватит. Еще «чище» занятие – вещи перепродавать. Впрочем, это уже опасно, Уголовным кодексом пахнет...

Рассуждения о непыльной работе меня в общем-то не очень задевают. Ну, можно устроиться барменом или, еще лучше, пивом торговать. Выгодно, наверное... Но... не представляю себя на подобном месте. А когда вижу за прилавком в магазине или на рынке сверстника, как-то даже неловко становится. Между прочим, он тоже на сквозняке весь день, и ему гораздо хуже: я-то хоть в работе, не мерзну. Но вот иду я мимо кинотеатра «Октябрь», что с моим участием построен – такой красавец дворец стоит, душе приятно. Есть на что посмотреть, есть что вспомнить. А тому, на рынке, что вспоминать? Мятые рубли в кармане? Нет, не позавидуешь такой доле...

Мне кажется, те, кто выбирает себе «теплое местечко», сами обделяют себя в главном – у них вряд ли есть настоящие друзья, товарищи. Ведь людей, как правило, соединяет и сплачивает общее дело. Что у меня общего с молодцем-гренадером, торгующим пепси-колой? Да нам даже поговорить не о чем будет.

А вообще-то мне жаль этих парней. Честно. Молодец за прилавком внешне горд и неприступен, а то и хамоват, высокомерен, но в глубине-то души, думаю, не умерла в нем мысль: а так ли начал жизнь? Не размениваю ли лучшие годы на мелочи, на пустяки, о которых потом стыдно вспомнить будет?

Мне возразят: ничего такого они себе не думают. Не верю. Ведь должно быть у человека чувство собственного достоинства? Должно. А раз так, то нельзя не задуматься, почему же ты занимаешься делом – ты, мужчина в расцвете сил! – с которым справился бы пенсионер и слабая девушка? Какие способности и таланты ты безнадежно, бессмысленно, глухо губишь в себе? Почему твои руки, молодые и еще сильные, не знают ни тепла дерева, ни шершавой твердости камня, ни холодной крепости железа? Знают только липкое стекло использованных банок и безжизненный шелест потертых купюр?.. И если парни не думают об этом сегодня, то мне жаль их еще больше. Потому что сегодня, пока они молоды, еще есть время что-то исправить. А каково будет думать об этом, когда и исправить уже ничего нельзя?..

А если они вообще не задумаются об этом? Значит, не было и нет в них настоящего чувства человеческого достоинства. А, на мой взгляд, жить без него – хуже и обиднее ничего не придумаешь.

Работа у нас действительно не «чистенькая» и сквозняков хватает. Вот сейчас мы строим животноводческий комплекс. До холодов не успели «закрыть» корпус – стекол нет, отопления тоже. Так что сквознячок – будь здоров! Плохо с техникой: нужен кран и бульдозер, а их не дают. И траншеи под разные инженерные коммуникации роем вручную. Лом да лопата – вот вся техника.

Почему так сложилось? Дело в том, что объект внеплановый. Тут и другой вопрос возникает: а зачем мы взялись за строительство, если нет гарантий в материально-техническом обеспечении? Зачем обрекать себя на тяжелые условия работы?

Вопросы логичные, но есть моменты, когда логика отступает на второй план. Как бы там ни было, комплекс-то растет и будет введен в строй раньше, чем это могло произойти в плановом порядке. Я, конечно, не за то, чтобы все строить вне плана, создавать искусственные трудности. Но в данном случае речь идет о выполнении Продовольственной программы, преобразовании Нечерноземья.

Высокие слова? Какие ж тут слова, если комплекс намного раньше начнет давать продукцию. Мы, конечно, поругиваем непорядки на стройке, но в глубине-то души понимаем, что бывает, когда иначе нельзя. Лишь бы не превращать временные трудности в постоянные

Что меня волнует, как и Дину, – это снижение престижа профессии строителя – самой массовой, кстати говоря, профессии. Отчасти мы, строители, сами в этом виноваты. Ведь стройки, как правило, у всех на виду, а что нередко видят люди? Образчики бесхозяйственности, неряшливости. Кому не знакома такая картина: построен новый дом, а кругом кучи застывшего бетона брошены, панели, битые кирпичи, трубы валяются. Совсем беда, если в новом доме крыша течет, полы вкривь и вкось, двери не закрываются. И такое бывает. Что человек подумает о строителях? Ясно что – халтурщики, бракоделы.

Вот таким отношением к делу строитель и подрывает свой авторитет, престиж. Отчего рождается халтура? Можно, конечно, сослаться на плохое руководство, на разные объективные причины. Но только ли в этом дело? И в людях тоже. В твоем уважении к профессии, к своему труду. В чувстве долга и хозяина, наконец. Да и просто в точном исполнении обязанностей, а на это в принципе способен каждый.

Я как-то разговаривал с одним заводским мастером, который делает панели, плиты для сельского строительства. Жаловался он, что цех, бывает, неделями простаивает.

– А почему, – спрашиваю, – вы такой брак гоните, что смотреть тошно? Пока вашу панель довезут, у нее углы отваливаются.

– Оборудование у нас старое, изношенное, – отвечает. – А план большой. Мы могли бы делать отличные панели, только вдвое меньше.

Понимаете, рабочих вынуждают гнать брак: они не успевают пропаривать станки, делать все, как положено по технологии. Может, у рабочего и болит душа от такой работы, но его заставляют. А брак – это как цепная реакция. Я что-то не представляю, чтобы из плохих деталей можно было хороший дом построить. Но что-то ведь предпринимать надо! Нет безвыходных положений. Значит, на том заводе есть равнодушные люди, которым на свои обязанности наплевать. Нет оборудования? Так требуй, добивайся, но не сиди сложа руки. Многие наши беды – от равнодушия. Сойдет, мол, и так... Но если ты свой труд не уважаешь, разве будут уважать его другие?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены