Процесс 4-х

Ф Березовский| опубликовано в номере №77, май 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

В центральных рабочих врубах Москвы прошел ряд диспутов о новой женщине. Сейчас диспуты перенесены ближе к рабочим - на фабрики и на заводы. Но и в центральных клубах в диспутах принимала участие по преимуществу рабочая молодежь. Собирались по производствам: текстильщики - на Прохоровне, коммунальники - в своем центральном клубе, химики - в клубе Резинотреста, металлисты - в центральном клубе в Армянском переулке, кожевники в Замоскворечьи в своем центральном клубе.

Почти везде (за небольшим исключениями) в основу диспутов были положены четыре произведения: «Цемент» - Гладкова, «Виринея» - Сейфуллиной, «Мать» - Березовского. «Луна с правой стороны» - Милашкина.

Приглашали на эти диспуты и нас, писателей. Очевидно хотели услышать от нас самих - как мы рассматриваем своих героинь. К сожалению, не на всех диспутах при шлось побывать. А следовало бы. Интересного и поучительного было много, не только для читателей, но и для нас, писателей.

II

Центральный клуб металлистов.

Зал вмешает 500 человек. Но сегодня заняты не только стулья, заняты все проходы. Преобладает рабочая молодежь. Значительная группа рабочих и работниц средних лет. Принарядились по - праздничному. И все - таки сразу видно, что собрались рабочие металлисты с крепкими шершавыми руками, с темноватыми энергичными лицами; в костюмах преобладает черный цвет. Много женщин. Резко выделяются отдельные бледноватые лица студентов, одинокие «моды» и прически интеллигентных женщин.

До начала диспута черный улей в зале возбужденно шумит - спорят, перекликаются, смеются.

Но вот на сцене президиум занимает места за столом; председатель звонит и призывает к порядку.

Зал постепенно затихает...

Вступительное слово председателя о значении читательских вечеров и о рабочей критике; короткий доклад, восстанавливающий в памяти аудитории фигуры Даши, Виринеи, Степаниды, Тани Аристарховой...

И вот прения.

- Пусть не сердятся на меня писатели, - говорит первый оратор, - я буду их крыть!... Я не удовлетворен тем, что они преподносят нам в своих произведениях... Пусть они знают, что не женщину - самку мы ищем, а ищем женщину - борца, товарища, строителя социализма...

Оратор повертывается к нам и спрашивает:

- Что же может дать ваша «Луна с правой стороны»?.. Чему может научиться молодая девушка от Тани Аристарховой? Это гадостная книга... В ней много мистицизма, поповщины, разврата... Не надо нам таких книг!... Он снова повертывается к публике.

- Теперь о Даше Гладкова... Слов нет - общественная работница, дельная и прочее... а в дому развела грязь... ребенка уморила... с мужем - чорт знает как! А ведь Глеб, товарищи, передовой рабочий, хороший человек... И хозяйство поднимает, и лучший партиец... и Дашу любит!... Почему же у Даши к нему такое?

Время оратора истекло. Он уходит с трибуны раздосадованный.

Появляется второй рабочий. За ним третий. Тоже поругивают Таню и Дашу - но вяло. Хвалят Степаниду.

В зале слышится шорох и легкий говорок. Чувствуется, что зал рассеянно слушает ораторов. Записавшихся ораторов мало. Среди записавшихся только одна женщина. Диспут проводит вяло. Президиум волнуется - неужели пропадет вечер? Неужели не раскачается такая огромная аудитория?

Поступают записки, в которых просят выступить писателей.

После некоторых колебаний я решаюсь выступить первым с тем, чтобы раскачать аудиторию - бросить несколько бичующих, но спорных мыслей:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены