В центральных рабочих врубах Москвы прошел ряд диспутов о новой женщине. Сейчас диспуты перенесены ближе к рабочим - на фабрики и на заводы. Но и в центральных клубах в диспутах принимала участие по преимуществу рабочая молодежь. Собирались по производствам: текстильщики - на Прохоровне, коммунальники - в своем центральном клубе, химики - в клубе Резинотреста, металлисты - в центральном клубе в Армянском переулке, кожевники в Замоскворечьи в своем центральном клубе.
Почти везде (за небольшим исключениями) в основу диспутов были положены четыре произведения: «Цемент» - Гладкова, «Виринея» - Сейфуллиной, «Мать» - Березовского. «Луна с правой стороны» - Милашкина.
Приглашали на эти диспуты и нас, писателей. Очевидно хотели услышать от нас самих - как мы рассматриваем своих героинь. К сожалению, не на всех диспутах при шлось побывать. А следовало бы. Интересного и поучительного было много, не только для читателей, но и для нас, писателей.
Центральный клуб металлистов.
Зал вмешает 500 человек. Но сегодня заняты не только стулья, заняты все проходы. Преобладает рабочая молодежь. Значительная группа рабочих и работниц средних лет. Принарядились по - праздничному. И все - таки сразу видно, что собрались рабочие металлисты с крепкими шершавыми руками, с темноватыми энергичными лицами; в костюмах преобладает черный цвет. Много женщин. Резко выделяются отдельные бледноватые лица студентов, одинокие «моды» и прически интеллигентных женщин.
До начала диспута черный улей в зале возбужденно шумит - спорят, перекликаются, смеются.
Но вот на сцене президиум занимает места за столом; председатель звонит и призывает к порядку.
Зал постепенно затихает...
Вступительное слово председателя о значении читательских вечеров и о рабочей критике; короткий доклад, восстанавливающий в памяти аудитории фигуры Даши, Виринеи, Степаниды, Тани Аристарховой...
И вот прения.
- Пусть не сердятся на меня писатели, - говорит первый оратор, - я буду их крыть!... Я не удовлетворен тем, что они преподносят нам в своих произведениях... Пусть они знают, что не женщину - самку мы ищем, а ищем женщину - борца, товарища, строителя социализма...
Оратор повертывается к нам и спрашивает:
- Что же может дать ваша «Луна с правой стороны»?.. Чему может научиться молодая девушка от Тани Аристарховой? Это гадостная книга... В ней много мистицизма, поповщины, разврата... Не надо нам таких книг!... Он снова повертывается к публике.
- Теперь о Даше Гладкова... Слов нет - общественная работница, дельная и прочее... а в дому развела грязь... ребенка уморила... с мужем - чорт знает как! А ведь Глеб, товарищи, передовой рабочий, хороший человек... И хозяйство поднимает, и лучший партиец... и Дашу любит!... Почему же у Даши к нему такое?
Время оратора истекло. Он уходит с трибуны раздосадованный.
Появляется второй рабочий. За ним третий. Тоже поругивают Таню и Дашу - но вяло. Хвалят Степаниду.
В зале слышится шорох и легкий говорок. Чувствуется, что зал рассеянно слушает ораторов. Записавшихся ораторов мало. Среди записавшихся только одна женщина. Диспут проводит вяло. Президиум волнуется - неужели пропадет вечер? Неужели не раскачается такая огромная аудитория?
Поступают записки, в которых просят выступить писателей.
После некоторых колебаний я решаюсь выступить первым с тем, чтобы раскачать аудиторию - бросить несколько бичующих, но спорных мыслей:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.