Нам нужны такие, как Степанида! Это про нее сказал поэт: ИЗ нее бы гвозди бить... крепче могли бы гвозди быть...
И опять вступается за Дашу молодая женщина - с завода им. Дзержинского.
- Я не согласна!... По - моему, Даша современная, новая женщина... Она - твердый, общественный человек Мы можем брать с нее пример... лишь иначе, должны быть у нас построены отношения к детям и к мужу. Нельзя так швыряться детьми - как это делала Даша... И не следует бежать от такого мужа, борца и общественника, как Глеб... Виринея, - тип незаконченный, да за такой деревня и не пойдет... О Тане говорить не стоит... Может быть, она и хорошая девушка... Но она нам не пример...
Женщина покидает трибуну. Вслед ей гремят аплодисменты. Выступает представитель от клуба имени Баскакова. Он находит, что Даша - хорошая общественница, но сна не сумела увязать свою работу с бытовой стороной человеческой жизни. Таня - живущая с 22 - мя мужчинами - его возмущает. Идеал женщины для него - Виринея.
Вслед за ним на трибуне появляется спокойная фигура работницы с МОГЭС. И речь ее - спокойная убедительная:
- Я не согласна со многими выступавшими здесь... Нам не столь важно то, что есть в современной женщине, изображенной в литературе... Важно другое: какие черты взять у изображенных женщин, чтобы воспитать в себе новую женщину... женщину будущего!... Я так буду говорить: в Даше товарища Гладкова - много хорошего... и это хорошее нам надо взять... Но ее отношение к Глебу - неправдоподобно и не нужно... За ребенка ее зря ругают... В то время иначе с ребенком не могло быть... И напрасно автор показал в конце ее жалость к Нюрке... Тогда у матерей была не жалость к погибавшим детям, а ненависть к своим врагам за гибель этих детей... У Тани Аристарховой нам нечего брать, товарищи... Таня вышла из гнилой кулацкой семьи... и сама осталась до конца гнилой... Для деревни новой женщиной, несомненно, является Виринея Сейфуллиной... Деревня многое отбросит из Виринеи... и много найдет у ней полезного... Теперь о матери товарища Березовского... Что можно сказать о Степаниде?..
Женщина на минуту останавливается, напряженно всматривается в зал и затем говорит решительно и с подъемом.
Ее речь особенно подчеркивает пламенную любовь Степаниды не только к своим детям, но ко всем детям окровавленной и истерзанной Советской страны.
Выступают еще несколько ораторов, по преимуществу - молодых рабочих и девушек. Они говорят, приблизительно, почти то же самое, что и предыдущие ораторы. Чувствуется, что всех их глубоко волнуют вопросы: нового быта, новой семьи, новой женщины, новых половых взаимоотношений. У всех возбужденно блестят глаза. Все жестикулируют. Со всех сторон разбирают наши произведения. И все страстно ищут идеала женщины! Идеала новой семьи!...
Пожилой, взлохмаченный рабочий, вступаясь за рабочую молодежь, тяжеловесно рубит слова:
- Я знаю своих ребят... давно присматриваюсь к комсомолу и к студенчеству тоже... Наблюдал общежития... Знаю: есть среди них баловство... Но то, что написано в книжке Милашкина - клевета, товарищи!... Мы должны протестовать!...
Рабочего провожают бурей аплодисментов.
Женщина «в пенсне» пробует взять под свою защиту Дашу - «полняком». Но ее буквально после каждой фразы перебивают криками возмущения и не дают закончить речь. Поблескивая стеклами пенсне она гордо бросает в зал:
- Даша не нуждается в вашем оправдании!... И сходит с трибуны.
Еще пара ораторов. Председатель объявляет перерыв.
За кулисами меня окружает толпа молодежи. Жестикулируя наперебой, кричат каждый свое: Ну, как же ото, т. Березовский... Как можно ставить Дашу идеалом?!
- Почему вы мало говорили о Степаниде?
- «Луня с правой стороны» - подлая клевета на молодежь!... А вы защищаете Малашкина...
Вы дали нам Степаниду... а рекомендуете брать пример с Даши!... Разъясните...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.