Просторы песни нашей

  • В закладки
  • Вставить в блог

Фольклор для нас не реставрация этнографических праздников и обрядов, а прикосновение к корням духовной культуры народов мира. Но, прикасаясь к этим древним корням, мы стараемся развивать народные музыкальные традиции как одно из самых современных направлений музыкальной мысли.

И мы будем воевать за зрителя. Уже воюем.

...Классика, фольклор, джаз, рок-музыка... Их пытаются разделить, противопоставить друг другу... Думаю, так делать нельзя. Музыка делится лишь на хорошую и плохую. Любые противопоставления не имеют под собой никакой почвы. А хорошая музыка есть и в классике, и в роке, и в джазе... Равно как и плохая...

У нас мало ансамблей, которые имеют свое лицо, которые не перерабатывали бы западные образцы. Пожалуй, я знаю только один такой ансамбль — «Автограф». У ребят есть свой стиль, свой язык. В большинстве же своем и композиторы, пишущие для ВИА, и сами ВИА занимаются сдиранием западных штампов, бездумно копируют их.

Поэтому мне так не нравится, когда на эту заштампованную компиляцию кладут стихи прекрасных поэтов — Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама... Стихи корежатся от этой музыки. Им плохо, неудобно. Это и понятно: ведь музыка-то английская. А музыка, как известно, часть общей духовной культуры народа, основой которой является язык. Как же можно на английскую музыку класть русские слова, когда там и строй языка другой, и даже среднее количество слогов в слове разное?

Есть и другие ВИА, имя им — легион, которые с одинаковой, зализанной улыбкой, с одинаковым равнодушием поют и про войну, и про любовь, и про комсомол... И слова все правильные, и музыка вроде бодрая, и лица открытые, но во всем сквозят плохо скрытая фальшь, пренебрежение к теме, к зрителю...

Мне иногда говорят: мол, ты выступаешь против ВИА, потому что они твои конкуренты. А я люблю ВИА. Естественно, хорошие. И слушаю их с удовольствием. И интересуюсь, какие у них тенденции развиваются. И ребята мои тоже слушают. А как же иначе? Мы должны впитывать в себя все лучшее, что происходит в сегодняшней музыке. Синтезировать это в своем творчестве.

А плохие ВИА действительно наши конкуренты. В стиле «диско» ударник должен уметь играть в ритме сердца. Если он непрофессионал или просто халтурщик, у людей начинается аритмия, сердечные сбои. Так что вред тут, как видите, просто физический. Но дело не только в физиологии, происходят сбои и нравственные — сбои вкуса.

Поэтому я и говорю, что они отвлекают людей от подлинного искусства. Заполняют своей музыкой эфир, стадионы, залы филармоний, играя на отсутствии у нас полновесной, хорошо налаженной индустрии развлечений.

Но я против запретов ВИА. Каждое направление имеет право на существование. А решать должен зритель. Надо ему доверять. И апеллировать только к нему. Он у нас думающий.

А запретами мы уже потеряли три поколения зрителей. Запретный плод сладок. Чем скандальнее у какой-нибудь группы репутация, тем охотнее на нее идут. У молодежи выработался уже шаблон: концерт разрешенный — неинтересно, полуофициальный — вперед. Пора отменить запреты. Да и нас они унижают. Неужели мы только в «тепличных» условиях, с искусственным отсечением конкурентов можем победить безвкусицу, халтуру?

Однако мы не должны в этой конкурентной борьбе сидеть сложа руки. Не надо надеяться, что победа может достаться без борьбы. Необходимо искать новые формы, новые подходы. И в фольклоре, и в классике, и в джазе... Мне кажется удачным опыт Владимира Спивакова. Он организовал ансамбль «Виртуозы Москвы». Играют все ту же классику — Моцарт, Лист, Шостакович... И своих нот они туда не вставляют. Но это совсем другой концерт, нежели привычное выступление симфонического оркестра или струнного квартета. Иной ритм, иная жизнь... И на их выступления, между прочим, не пробиться. Это тогда, когда концерты известных оркестров порой проходят при полупустых залах...

Но и помочь нам в этой борьбе не мешало бы...

Почему я заговорил о помощи? Вроде бы у нас сейчас все в порядке. Получили первое место на конкурсе артистов эстрады. Кстати, после чего мы и стали официально называться ансамблем фольклорной музыки. Много гастролируем, выступаем по телевидению... А я вдруг о помощи.

Помощь нужна не только нам: многим ансамблям. Во всех музыкальных направлениях. В частности, нет хорошей рекламы. Недавно у нас был концерт в Москве. Отпечатали две тысячи красочных плакатов. Но куда они подевались? Мы всем ансамблем не насчитали и сорока штук, наклеенных в разных концах города. А без рекламы давать первый концерт ой как трудно. Это потом уже твое выступление действует как реклама. Но на первый концерт что-то или кто-то должно завлечь зрителя. Нам, конечно, легче: нас телевидение разрекламировало. А как быть молодым коллективам?

И такую я интересную закономерность вывел. Выступаем мы — и рядом довольно средний ВИА. Сначала у них толпа, а у нас бывает на сцене больше народа, чем в зале. К концу же гастролей мы меняемся местами: у нас — густо, у них — пусто. Зритель у нас, повторяю, думающий. Я помню, как в одном из городков БАМа администратор написал рекламу: «Выступает фольк-рок-группа». Мы удивились. А он: мол, так лучше будет, а то не придут. Не доверял ни нам, ни зрителям. А зрители пришли. Только смотреть они пришли не нас, а рок... И что вы думаете? Уже где-то на третьей песне зал был наш...

Что это доказывает? Что в зрителя надо верить. Лишь к нему апеллировать. На него надеяться. И сражаться за него. Но не запретами и лекциями. Сражаться надо на сцене!

Наш ансамбль подготовил новую программу. Она посвящена 40-летию Победы и XII Всемирному фестивалю. По замыслу это попурри из антивоенных, антифашистских песен разных народов. Но, как во всем, что делает ансамбль, ребята ищут в этих общеизвестных мелодиях свой нерв, свою редакцию, свой рисунок...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте об истории непростых отношений Александра Блока и Любови Менделеевой,  о том, как сложилась жизнь в России второй жены Павла I принцессы Софии Доротеи в крещении Марии Федоровны, о жизни и творчестве Эрнеста Хэмингуэя, интервью с 14-летним, но уже популярным актером Мироном Лебедевым, новый детектив Наталии Солдатовой «Черный человек» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Спешу навстречу

Еще, кажется, совсем недавно красноярские педагоги, преклоняясь перед талантом Ирины Васильевны Русаковой, называли ее «кудесницей», «нашей волшебной наставницей», «бабушкой всех Самоделкиных»

Честная работа

Навстречу XXVII съезду КПСС

Ветер в колесах

Скорость