Просторы песни нашей

  • В закладки
  • Вставить в блог

Фольклор для нас не реставрация этнографических праздников и обрядов, а прикосновение к корням духовной культуры народов мира. Но, прикасаясь к этим древним корням, мы стараемся развивать народные музыкальные традиции как одно из самых современных направлений музыкальной мысли.

И мы будем воевать за зрителя. Уже воюем.

...Классика, фольклор, джаз, рок-музыка... Их пытаются разделить, противопоставить друг другу... Думаю, так делать нельзя. Музыка делится лишь на хорошую и плохую. Любые противопоставления не имеют под собой никакой почвы. А хорошая музыка есть и в классике, и в роке, и в джазе... Равно как и плохая...

У нас мало ансамблей, которые имеют свое лицо, которые не перерабатывали бы западные образцы. Пожалуй, я знаю только один такой ансамбль — «Автограф». У ребят есть свой стиль, свой язык. В большинстве же своем и композиторы, пишущие для ВИА, и сами ВИА занимаются сдиранием западных штампов, бездумно копируют их.

Поэтому мне так не нравится, когда на эту заштампованную компиляцию кладут стихи прекрасных поэтов — Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама... Стихи корежатся от этой музыки. Им плохо, неудобно. Это и понятно: ведь музыка-то английская. А музыка, как известно, часть общей духовной культуры народа, основой которой является язык. Как же можно на английскую музыку класть русские слова, когда там и строй языка другой, и даже среднее количество слогов в слове разное?

Есть и другие ВИА, имя им — легион, которые с одинаковой, зализанной улыбкой, с одинаковым равнодушием поют и про войну, и про любовь, и про комсомол... И слова все правильные, и музыка вроде бодрая, и лица открытые, но во всем сквозят плохо скрытая фальшь, пренебрежение к теме, к зрителю...

Мне иногда говорят: мол, ты выступаешь против ВИА, потому что они твои конкуренты. А я люблю ВИА. Естественно, хорошие. И слушаю их с удовольствием. И интересуюсь, какие у них тенденции развиваются. И ребята мои тоже слушают. А как же иначе? Мы должны впитывать в себя все лучшее, что происходит в сегодняшней музыке. Синтезировать это в своем творчестве.

А плохие ВИА действительно наши конкуренты. В стиле «диско» ударник должен уметь играть в ритме сердца. Если он непрофессионал или просто халтурщик, у людей начинается аритмия, сердечные сбои. Так что вред тут, как видите, просто физический. Но дело не только в физиологии, происходят сбои и нравственные — сбои вкуса.

Поэтому я и говорю, что они отвлекают людей от подлинного искусства. Заполняют своей музыкой эфир, стадионы, залы филармоний, играя на отсутствии у нас полновесной, хорошо налаженной индустрии развлечений.

Но я против запретов ВИА. Каждое направление имеет право на существование. А решать должен зритель. Надо ему доверять. И апеллировать только к нему. Он у нас думающий.

А запретами мы уже потеряли три поколения зрителей. Запретный плод сладок. Чем скандальнее у какой-нибудь группы репутация, тем охотнее на нее идут. У молодежи выработался уже шаблон: концерт разрешенный — неинтересно, полуофициальный — вперед. Пора отменить запреты. Да и нас они унижают. Неужели мы только в «тепличных» условиях, с искусственным отсечением конкурентов можем победить безвкусицу, халтуру?

Однако мы не должны в этой конкурентной борьбе сидеть сложа руки. Не надо надеяться, что победа может достаться без борьбы. Необходимо искать новые формы, новые подходы. И в фольклоре, и в классике, и в джазе... Мне кажется удачным опыт Владимира Спивакова. Он организовал ансамбль «Виртуозы Москвы». Играют все ту же классику — Моцарт, Лист, Шостакович... И своих нот они туда не вставляют. Но это совсем другой концерт, нежели привычное выступление симфонического оркестра или струнного квартета. Иной ритм, иная жизнь... И на их выступления, между прочим, не пробиться. Это тогда, когда концерты известных оркестров порой проходят при полупустых залах...

Но и помочь нам в этой борьбе не мешало бы...

Почему я заговорил о помощи? Вроде бы у нас сейчас все в порядке. Получили первое место на конкурсе артистов эстрады. Кстати, после чего мы и стали официально называться ансамблем фольклорной музыки. Много гастролируем, выступаем по телевидению... А я вдруг о помощи.

Помощь нужна не только нам: многим ансамблям. Во всех музыкальных направлениях. В частности, нет хорошей рекламы. Недавно у нас был концерт в Москве. Отпечатали две тысячи красочных плакатов. Но куда они подевались? Мы всем ансамблем не насчитали и сорока штук, наклеенных в разных концах города. А без рекламы давать первый концерт ой как трудно. Это потом уже твое выступление действует как реклама. Но на первый концерт что-то или кто-то должно завлечь зрителя. Нам, конечно, легче: нас телевидение разрекламировало. А как быть молодым коллективам?

И такую я интересную закономерность вывел. Выступаем мы — и рядом довольно средний ВИА. Сначала у них толпа, а у нас бывает на сцене больше народа, чем в зале. К концу же гастролей мы меняемся местами: у нас — густо, у них — пусто. Зритель у нас, повторяю, думающий. Я помню, как в одном из городков БАМа администратор написал рекламу: «Выступает фольк-рок-группа». Мы удивились. А он: мол, так лучше будет, а то не придут. Не доверял ни нам, ни зрителям. А зрители пришли. Только смотреть они пришли не нас, а рок... И что вы думаете? Уже где-то на третьей песне зал был наш...

Что это доказывает? Что в зрителя надо верить. Лишь к нему апеллировать. На него надеяться. И сражаться за него. Но не запретами и лекциями. Сражаться надо на сцене!

Наш ансамбль подготовил новую программу. Она посвящена 40-летию Победы и XII Всемирному фестивалю. По замыслу это попурри из антивоенных, антифашистских песен разных народов. Но, как во всем, что делает ансамбль, ребята ищут в этих общеизвестных мелодиях свой нерв, свою редакцию, свой рисунок...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Размышления у вершины

Молодая семья

Дело Евгения К.

Далекое — близкое

Ветер в колесах

Скорость