Третий – трудовой – семестр стал доброй традицией советского студенчества. Тысячи ребят и девушек отдают свои силы новостройкам необъятной Страны Советов. Они там, где более всего нужны их руки, энтузиазм, задор и увлеченность. Поистине огромны масштабы большой всенародной стройки – и отрадно, что эта героическая страница жизни комсомолии находит свое место в изобразительном искусстве. Не случаен выбор художником Юрием Дарием столь непростой тематики – в нем отразилась его потребность почувствовать ритм большой жизни, увидеть современника, раскрыть его самобытный внутренний и внешний облик.
– Меня привлекли необычайно яркие образы влюбленных в свое дело ребят и девушек, – рассказывает художник. – Хотелось языком живописи и графики передать смысл того большого дела, которому они служат.
Юрий Дарий стал полноправным бойцом-стройотрядовцем – был каменщиком, плотником, строил дороги.
Карелия и Казахстанская целина, Сахалин, Курилы и Нечерноземье – знакомые адреса ударных комсомольских строек. Через них пролегли и маршруты художника. Работы Дария – не просто графическое повествование стороннего наблюдателя, а глубоко прочувствованные фрагменты жизни молодого поколения. Большинство работ родилось прямо на стройплощадке – быть может, поэтому они столь динамичны и живы, в них отсутствуют надуманность, схематичность.
Буквально каждая работа Юрия Дария проникнута одержимым ритмом студенческой стройки. Художник раскрывает образы ребят-строителей через их отношение к труду, показывает их недолгие минуты отдыха, вместе с ними радуется успехам. Яркий казахстанский рассвет, красота необъятных целинных просторов, упорство и энтузиазм ребят, их радости и заботы – все это в поле зрения художника, мастера и труженика.
Особенно привлекают тонко выполненные графические этюды Юрия. Перед нами предстает целая галерея портретных образов бойцов-стройотрядовцев, и каждый из них по-своему неповторим, интересен и конкретен.
Каждый, кто хоть однажды поработал в стройотряде, наверняка сохранил дорогие воспоминания о тех нелегких, но очень интересных днях, и работы художника освежают эти воспоминания, приближают их.
Художник призван очень живо и остро чувствовать веяния времени, быть на острие всех социальных явлений. Работы Юрия Дария – свидетельство прежде всего его гражданской зрелости.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.