Призвание и путь к признанию

опубликовано в номере №1368, май 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сегодня можно сказать, что в литературу пришло новое поколение молодых авторов со своим мироощущением, своим героем, своей манерой письма.

Назовем имена лауреатов премии Ленинского комсомола – Валерия Хайрюзова, Любови Заворотчевой, Николая Черкашина, Владимира Некляева, Светланы Токомбаевой, Анатолия Пшеничного, лауреата премии Московского комсомола Андрея Яхонтова, премии местных комсомольских организаций – Михаила Андреева и Артема Арутюняна, Еремея Айпина и Леонида Бежина, Юрия Гречко, Игоря Арясова, Ивана Жданова и Валерия Исаева, Руслана Галимова, Йонаса Калинаускаса, Геннадия Красникова, Владимира Карпова, Нурали Кабула. Имена, уже хорошо известные всесоюзному читателю, несмотря на то, что в 1979 году у большинства из них не было ни одной книги.

Каждый молодой писатель – это личность, личность сложная, неповторимая в своей творческой индивидуальности. Поэтому и подход к каждому должен быть индивидуальным. Лучшая традиция нашей отечественной литературы – творческая взаимопомощь, поддержка начинающих мастерами художественного слова. Вспомним первые десятилетия века, когда Алексей Максимович Горький помогал ныне известным советским литераторам, их становлению как писателей, помогал творчески, требовательно, взыскивающе и доброжелательно, добивался им материальной помощи, давал рекомендации в издательства или журналы. По инициативе Горького созданы Литературный институт и журнал «Литературная учеба».

Теперь, продолжая горьковскую традицию, всесоюзные совещания становятся не только школой профессиональной учебы, не только аудиторией для серьезного разговора о принципиальных проблемах состояния и дальнейшего развития творчества молодых, но и – что особенно важно – способствуют обращению молодых литераторов к сложным процессам советской действительности, к генеральным темам нашей литературы.

В периодике введена рубрика «Новое имя» для знакомства массового читателя с начинающим литератором. Обычно рубрику сопровождает слово – напутствие молодому автору кого-либо из маститых мастеров. Но зачастую только это. А ведь рубрика эта таит в себе заманчивую и такую явную возможность организации на ее основе литературного наставничества. Пусть не так масштабно, как это делает журнал «Литературная учеба» – его сама специфика обязывает, но почему бы не следить, буквально не курировать последующее творчество достойных дебютантов. Необходимо, чтобы к благородному и нужному делу литературного наставничества не оставались равнодушными мастера пера. А они, к сожалению, большей частью не идут дальше предисловий к первой публикации.

Редко встретишь такое участие и дотошное в лучшем смысле слова внимание, с каким, к примеру, относится Юрий Нагибин к пробам пера бульдозериста из маленького карельского городка Кондопога Бориса Кравченко. И в результате готова первая книга – не случайная: за ней ясно видятся и другие.

Нынешние молодые писатели, прозаики, поэты, драматурги и критики, как правило, приходят в литературу уже зрелыми людьми. За плечами у них определенный жизненный путь, интересная биография, конкретный опыт личного участия в созидательном труде. Именно жизнь, труд – вот первооснова их литературных дебютов.

«Легкой жизни в литературе не бывает» – эти слова А. Твардовского надо помнить всегда, особенно молодым.

Федор Абрамов не раз говорил начинающим писателям, что его заповедь: «Если можешь – не пиши». И этот поворот нашего разговора возникает именно потому, что хочется рассчитывать на более значительную отдачу, нежели наша литература получает сегодня от недавно открытых молодых авторов. При всей мастеровитости, профессиональности письма им все же не хватает творческой дерзости, замаха на крупные проблемы, социальной умудренности взгляда на действительность, широкого, государственного масштаба мышления, тревожной озабоченности проблемами современности.

А почему, например, достигший известности как литератор двадцатичетырехлетний Н. Карамзин взялся за новую, совершенно незнакомую ему литературную работу, написал 12-томный труд – «Историю государства Российского»? Почему М. Шолохов, будучи совсем молодым, отважился на такой глубинный роман, как «Тихий Дон»? Потому что прежде всего творчество писателя должно питать обостренное чувство патриотизма, взращенное на глубоком знании истории Отечества, на жадном, непраздном интересе к его судьбе. И хочется, чтобы имена сегодняшних способных молодых литераторов сложились в сильное, отмеченное временем и читательской любовью, определяющее и знаменующее собой этап развития советской литературы, признанное поколение писателей.

Доброго вам пути, молодые!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Агитпоезд

Лирический репортаж

Строительная проза

Публицист едет по командировке «Смены»