Призвание

И Жарковский| опубликовано в номере №770, июнь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Подпрыгивая на неровностях аэродромного поля, «ЯК-18» бежит все быстрее и быстрее. Незаметно, в какую - то долю секунды, машина отрывается от земли и уходит ввысь. Поднимается она словно по ровной, прямой дороге, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Самолет набирает высоту, делает круг и, постепенно снижаясь, идет на посадку. Идеальное выдерживание у земли, точная посадка на три точки...

Так четко выполнила первое упражнение на прошлогодних всесоюзных самолетных соревнованиях Мирдза Гайлис. Она получила максимальное количество очков - сто из ста возможных.

Кто же она? Вероятно, опытный пилот, налетавший тысячи часов?

Нет. Мирдза была одной из самых молодых участниц соревнований, и врученная ей золотая медаль чемпиона страны явилась наградой за настойчивость, за упорство в достижении цели.

... Все началось с того дня, когда она впервые поднялась на планере. Но, увы, на «A - I» далеко не улетишь...

«Надо учиться летать по - настоящему», - решила Мирдза. Она написала в Минский аэроклуб и с нетерпением стала ждать ответа. Наконец пришло письмо. В нем коротко сообщалось, что если ей удастся успешно пройти за зиму теоретический курс, то летом она будет допущена к летной практике.

Но Мирдзу не хотели отпускать с работы. Начальник цеха заявил:

- Если бы в институт, и слова не сказал бы, а в аэроклуб не отпущу!

Помог комитет комсомола. Там поняли, что это не простое увлечение.

И вот Минск...

Устроиться на работу помог ей городской комитет комсомола. Пришлось, правда, изменить специальность, поступить на тракторный завод учеником токаря. Прошло несколько месяцев, ученичество кончилось, и девушка начала работать самостоятельно. От дома до завода было довольно далеко, но зато совсем близко находился аэроклуб.

Три раза в неделю Мирдза посещала занятия в аэроклубе. Вначале было очень трудно из - за слабого знания русского языка. На помощь пришли товарищи по клубу. Особенно отзывчивой оказалась Валентина Комлева, инструктор - методист. Нередко она оставалась после занятий и помогала «новенькой» усваивать теорию летного дела.

Через некоторое время началась летная практика. Молодая спортсменка была способной ученицей.

В кабине самолета Мирдза держалась уверенно, точно выполняла все указания инструктора.

Однажды Мирдзу вызвал к себе начальник аэроклуба и сказал ей, что она поедет в Саранск, в Центральную объединенную летно - техническую школу. Это явилось приятной неожиданностью для Мирдзы.

Два года учебы промелькнули незаметно. В свободное от занятий время Мирдза увлекалась плаванием, ходьбой на лыжах. Ведь для того, чтобы стать умелым летчиком, необходима выносливость, физическая закалка. Девушка, достигшая больших успехов в учебе, теперь окончательно поняла, что ее призвание - авиация. Она обязательно станет настоящей летчицей, будет не только летать сама, но и учить других, воспитывать крылатую смену!

Все это сбылось. Мирдзу Гайлис назначили инструктором - летчиком Витебского аэроклуба. Первая группа, с которой она начала заниматься, состояла из восьми человек. То были крепкие ребята, в меру задиристые, довольно шумливые. Мирдза легко могла сойти за их сверстницу. Но они слушались ее, как слушаются примерные ученики свою любимую учительницу. Да и как было не относиться с уважением к инструктору, который вкладывал столько души в свою работу! Сколько раз она бывала у спортсменов дома, знакомясь с условиями их жизни и быта, помогая им готовиться к очередным занятиям! И не удивительно, что с первых дней группа Гайлис отличалась завидной спаянностью, добросовестным отношением к учебе и высокой дисциплинированностью.

В минувшем году закончили курс с высокими оценками ее ученики Владислав Егоров, Евгений Солонинкин, Михаил Корсунов, Александр Орлов.

- Со временем они станут отличными летчиками, - говорит Мирдза, и в ее голосе звучат теплые, дружеские нотки.

Хотя Гайлис уже обладает некоторым опытом, к полету она всегда готовится так, словно это ее первый самостоятельный урок. Мирдза снова и снова просматривает записи, конспекты, учебники. Такая подготовка помогает ей интересно, увлекательно проводить занятия. Каждый полет является для авиационных спортсменов ее группы новым шагом вперед, к мастерству.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Не должно быть равнодушных

Обсуждаем очерк «Дружили три товарища...»