Заметки о литературном молодняке
... «Вся постановка дела просвещения как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком... Только дальнейшая работа па этой основе и в энном направлении, одухотворенная практическим опытом диктатуры пролетариата, как последней борьбы его против всякой эксплуатации, может быть признана действительным развитием пролетарской диктатуры»...
Ленин
Рост молодой литературы налицо. Друг за другом выходят произведения, обращающие на себя внимание широких общественных кругов. «В дороге» Платошкина, «Ячейка» Горбатова, «Болтовня» Овалова, «Первая девушка» Богданова, «Безусый энтузиаст» Алтаузена - это далеко неполный перечень произведений, вызвавших широкий отклик среди молодых читателей.
Дело, разумеется, не в количестве. Молодая литература растет и качественно. Это выражается прежде всего в росте содержания, в углублении художественного показа. Со всей определенностью можно сказать, что переживаемый молодой литературой этап проходит под знаком жестокой самокритики. Своим острием молодая литература направлена против недостатков и противоречий общественной жизни. «Выстрел» Безыменского - это яркий призыв к самокритике, призыв к решительной борьбе с наследием старого. Не даром один из его героев восклицаем:
Поднимайте ярость
На проклятых бюрократов!
Мобилизация «ярости масс» на борьбу с бюрократом, с классовым врагом, с агентами старого мира - это ли не главная задача пролетарской литературы в период обостренной классовой борьбы? Старая сказка о том, что литература ограничивает себя сферой познания, должна быть развенчана со всей силой. Да, литература помогает «видеть мир», но только ли в этом заключается ее сущность? Художник видит мир для того, чтобы воздействовать на него в доступной ему форме. Справедливость этого сказывается со всей очевидностью в вашей литературе. Рожденная в борьбе, она проникнута ярко классовой тенденцией. Не фотографировать, не описывать, а решительно из менять мир призвана пролетарская литература.
Комсомольский сектор литературы давно усвоил этот лозунг, претворив его в живые образы и картины. Уже первые произведения Безыменского, Колосова, Жарова ставили во главу угла переделку общественных отношений, борьбу за здоровую, коммунистическую смену. Этой здоровой, жизнестроительной тенденцией проникнуты и произведения многих молодых - писателей, ныне входящих в творческое объединение «Молодая Гвардия».
Только что вышедшая повесть Бор. Рингова «Отпор» посвящена борьбе с бюрократизмом и хулиганством в рабочей и комсомольской среде.
«Ячейка» Горбатова бичует со всей откровенностью недостатки комсомольского быта и каждой своей строкой агитирует за оздоровление этого быта.
Роман Платошкина «В дороге» ставит со всей остротой вопрос о взаимоотношениях между парнями и девушками в комсомольской среде.
Автор чужд какой бы то ни было идеализации комсомольского быта. Наряду с Паней, типом положительной девушки - общественницы, мы видим Катю, Кондратова - людей, стоящих на низком моральном уровне. Борьба с чистоплюйством, бездушным формализмом, хамским отношением к человеку составляет лейтмотив романа Платошкина. С этим мотивом мы встретимся в «Первой девушке» Богданова, «Второступенцах» Клязьминского и многих других.
Несомненен и художественный рост молодых писателей. Люди, действительность обрисовываются со всей сложностью их взаимоотношений. Преодолевается схематизм. Улучшается стиль.
И все же было бы преступно умолчать о тех отрицательных явлениях, которые имеют место в молодой литературе. Ряд произведений, вышедших за последнее время, внушает опасение и тревогу. Возьмем, к примеру, только что вышедший роман В. Шуликова «Выдвиженец». Фабула этого романа проста и несложна. Рабочего парня комсомольца выдвигают в крупное советское учреждение. Вначале он наталкивается на противодействия и недоверие спецов, но впоследствии ему удается завоевать их авторитет и даже уважение.
Не лишенный удачных мест, роман Шуликова производит мало отрадное впечатление своим содержанием и художественным оформлением. Удручает прежде всего отсутствие в романе положительного людского материала. Герои, как на подбор, отрицательные типы. Секретарь ячейки Цомук представляет собой бледную и незначащую фигуру. Комсомолка Настя Сарычева продается за деньги спецу Мальскому. Комсомолец Аркашка живет за счет пожилой женщины, муж которой разъезжает по делам. Да и Семен Коростылев, выдвиженец, не представляется нам положительным типом. Автор всячески старается обелить своего героя, но ему не удается скрыть и замазать его мелкобуржуазную сущность. Выдвиженчество понимается нашим героем весьма своеобразно: в основу его он кладет индивидуалистическую цель. Отнюдь не случайно, что, выступая на собрании ячейки, он в первую очередь хотел обратить на себя внимание Насти Сарычевой - хорошенькой комсомолки.
Семен решил, что она будет его союзницей в той борьбе, которую он начнет совместно с Боткиным против Цомука.
Сейчас же ему хотелось только обратить на себя ее внимание и внимание всей ячейки.
Оказывается, что Семен разбирается хорошо в «науке страсти нежной», которую воспел Назон.
«Семен - красный от своих собственных, неожиданных слов, от невероятных мыслей и положения, в котором он вдруг очутился, смущенный, но не потерявшийся, стоял перед ней, ожидая ответа. Он знал, что при подходе к такой женщине необходимы тонкие штуки: ухаживание и театр»(!).
К заслугам нашего героя надо отнести организацию экскурсий и кружка по подготовке комсомольцев в вуз. Но, право же, эти «подвиги» не ощущаются читателем: слишком они обыденны и незначительны.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из речи на XV съезде ВКП(Б)