Говорят, только во сне человек может увидеть то, чего никто никогда не видел. И еще, пожалуй, в природе. Скорее всего - в камне. Как не бывает двух одинаковых обликов, так не найти два камня, похожие друг на друга. Многое, конечно, зависит от нашей фантазии, но главное - в самом камне, в его неповторимой красоте. Уральские самоцветы - это, если можно так сказать, красота в чистом виде. Но увидим мы ее лишь после того, как камень пройдет необходимые операции - огранку и шлифовку, - сделанные рукой мастера. Только тогда можно увидеть пейзажи, фантастические битвы, могучие пожарища, космические бури - можно увидеть то, чего никто никогда не видел. Даже по тем немногим фотографиям уральских камней, которые сейчас перед вами, можно судить об этом. Посмотрите на разноцветные яшмы: непомерно богатый цветом зеленый малахит и красный с черным рисунком орлец: цвета морской волны аквамарины; белых, голубых, палевых оттенков топазы: аметисты, которые приобретают глубокий красно-фиолетовый тон при искусственном свете: александрит. который днем кажется зеленым, а вечером - винно-красным... Глядя на этот бесконечный ряд красоты, думаешь о том, насколько точно найдено это слово - «самоцветы».
Какому уральскому мужику, горщику, первому пришло в голову назвать так камень, излучающий цвет и свет, сказать трудно. Но именно здесь, на Урале, в середине России, и могло родиться это слово, отсюда и пошли искуснейшие мастера - камнерезы и гранильщики. Здесь началась знаменитая русская камнерезная техника, с помощью которой сделаны малахитовые и лазуритовые вазы, столешницы и панно Эрмитажа, колонны из малахита в Исаакиевском соборе. Об уникальных вещах, связанных с уральским камнем, можно рассказывать бесконечно много, как, впрочем, и о людях, их создавших.
Сама профессия камнереза вызывает какое-то особое чувство. Не знаю, в чем тут дело, но издавна профессия эта сочетала в себе два могучих начала - поэзию и тяжелый крестьянский труд. Брать у природы и творить красоту могли только крепкие по духу люди. И не случайно поэтому все уральские сказы и легенды населены именно такими людьми. Кажется, что такими камнерезы должны быть и теперь...
В Свердловске живет потомственный мастер огранки самоцветов Григории Данилович Зверев. Считайте, что вам повезло, если вы познакомитесь с этим человеком: а если какому-нибудь режиссеру случится ставить фильм об уральских мастерах камня, с уверенностью могу сказать, что лучший типаж ему не найти. Григории Данилович - крепкий седой старик с могучей бородой и удивительными - мощными и одновременно чуткими - руками. По роду он сын уральского умельца Данилы Кондратьевича Зверева, которого, по местному преданию, считают прототипом легендарного Данилы-мастера. Если же вам придется увидеть Григория Даниловича, вы вряд ли усомнитесь в этой версии.
Сейчас Григорий Данилович - пенсионер, но еще совсем недавно он работал на свердловском заводе «Русские самоцветы». История этого уникального а своем роде предприятия во многом связана с деятельностью Зверева. В годы первых пятилеток уральские мастера, работавшие раньше в одиночку, решили создать государственное предприятие: нужно было сохранить искусство, передать традиции и опыт новым, молодым мастерам. Григории Данилович был первым, кто поддержал эту идею и все силы и умение отдал ее осуществлению. Он передавал свои опыт молодежи и работал сам. Именно ему. Григорию Даниловичу Звереву, доверили огранку рубинов для кремлевских звезд: именно он. Зверев, составлял из самоцветов карту Советского Союза для Международной выставки в Париже в 1937 году.
На его глазах из маленькой артели создавался в Свердловске завод самоцветов, в цехах которого появились теперь точные приборы и полуавтоматы, а при заводе - свое художественное ремесленное училище.
Недавно работают на заводе выпускники училища камнерезы Сергеи Ходыко. Анатолии Мананников и Валерии Луговых, ювелиры Григории Кудрявцев, Зоя Дегтярева и Галя Устинова. Это еще очень молодые рабочие я хотел бы сказать: художники), но, должно быть, каждый из них думает о мастерстве своих легендарных предков. создававших чудеса из камня. Если считать по рангам, они солдаты, но не зря говорят, что в солдатском мешке всегда найдется место для маршальского жезла. Будем надеяться, что это так. А сейчас у них есть главное - любовь к профессии, любовь, крепкая своими традициями и славным прошлым. Пожалуй, не так уж мало, чтобы стать настоящими мастерами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.