На Кельнской выставке печати
ОБЫВАТЕЛЬ горд:
- У нас, у нас всемирная выставка прессы!...
Обыватель доволен: - Три миллиона человек прошло через выставку за три месяца!
Прибыль и доход есть, а хлопот особых нет. Кельн - город большой, около 700.000 жителей. Но и на этот большой город международная выставка прессы, открытая в мае, кладет свой отпечаток. Обыватель живет выставкой в полном смысла слова. Когда еще подъезжаешь к Кельну, чувствуешь это. На всех станциях, на всех заборах вдоль пути, - везде рекламируется выставка.
Декоративная сторона выставки превосходна. Выставка заняла огромный кусок берега Рейна, что - то около четырех - пяти километров. Выстроены огромные прекрасные здания. Вдоль выставочной территории бегает маленький железнодорожный поезд - лилипут. Театр. Кино. Луна - парк с «дешевым» и «дорогим» весельем.
Не плохо сделана и собственно выставочная часть. Экскурсанту есть что смотреть. Особенным вниманием пользуются два отдела выставки: культурно - исторический и советский павильоны. Что в них замечательного?
Вот мы идем по залам, занятым культурно - историческим отделом. Тут вся предистория печати. Газет еще не было, были просто глашатаи новостей. Потом - листки рукописные. Потом - печатные листовки...
Стоят три истощенных, с длинными кудрями, наборщика, похожие на монахов. Они медленно - медленно набирают строчки шрифтом, только что изобретенным Гутенбергом. Часы, дни теряют они, чтобы набрать десяток строчек. Как далеко, однако, шагнула техника, - думаешь, вспоминая другой зал, где видел четырехэтажную американскую машину, печатающую газету в 94 страницы.
Выставка интересна, она дает возможность для сопоставлений и для ознакомления с новыми гигантами полиграфической промышленности. Нашим печатникам - специалистам есть на что поглядеть на выставке. Отдел выставки, где показан нынешний день печатной и наборной машины, очень интересен.
А вот старинная бумажная мельница, восстановленная до точности. Полутемный сарай. Какие - то бурлящие чаны с грязной водой. Тяжелые жернова, со скрежетом что - то перемалывающие. Толстые, как блины, листы серой твердой бумаги, выходящие из этой деревянной махины. Много ли бумаги могла давать такая мельница? Неудивительно, что бумага была дорога и слабо распространялись печатные произведения.
А в соседних павильонах видишь на кино - картине нынешние бумажные фабрики, выбрасывающие на рынок миллионы тонн разносортной бумаги - от тончайшей папиросной, до картонной.
Вообще параллели на выставки проводишь самые интересные. Вот социал - демократический павильон. Под стеклом даны первые социалистические газеты и журналы, редактировавшиеся К. Марксом, Энгельсом, Бебелем. Этим хвалятся социал - дэмократы! Зато они совершенно не выставили своих газет, рьяно ратовавших за ведение империалистической войны. Забыли!
Итальянский павильон. Он еще не открыт: плотники, маляры и художники только отделывают его. Запоздали фашисты. Зато открыта выставка антифашистской печати. Эту выставку называют «кладбищем прессы».
2.914 газет запрещено и разгромлено Муссолини - вот оно кладбище! Тысячи журналистов брошены в тюрьмы, сосланы на каторгу. Муссолини торжествует. Но пролетариат не сдается, подпольная антифашистская печать существует.
Вообще говоря, пролетарская, коммунистическая печать на выставке почти не представлена. Капиталистические государства выставили лишь свою, капиталистическую прессу. Разве могло, например, правительство Пуанкаре допустить во французский павильон орган коммунистической партии «Юманите» или германское правительство - «Роте Фане». Конечно, нет!
Многие с удовольствием удалили бы с выставки и советский павильон. Но руки коротки!
Советский павильон - гвоздь выставки. Это признают все - и наши друзья, и наши враги, и просто нейтральные люди.
Всем хотелось побывать в советском павильоне и посмотреть, что же выставили большевики. Находились люди, которые не верили, что выставленные газеты и журналы напечатаны в России.
- Может, их в Германии печатали. Что же мы выставили? Мы выставили печать так, чтобы она характеризовала работу печати я участие ее во всех областях советского строительства. Мы хотели показать, кто делает нашу газету (рабселькоры), кто ее читает. Удалось нам это? Да, удалось.
Вот отзыв германского правительственного комиссара выставки:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.