- Хотела бы я посмотреть на негра, который отважился бы на такую вещь! - крикнула мать из кухни. - Хотела бы я на него посмотреть! - На ее языке это значило, что ни один негр не сделал бы этого, что бы это ни было.
- Конечно, он может это делать, потому что он белый, а женщина - негритянка, -
сердито сказал отец. Он говорил так, как будто собирался ввязаться в это дело.
- Бот этот Оррен имеет две семьи, белую и цветную. И обе живут под одной крышей. Само по себе это не так плохо. Само по себе это совсем неплохо. Но вспомни, как он увел ее к себе...
Я с нетерпением ждал, что будет дальше. Как же увел мистер Оррен черную женщину?
- Можешь ты представить себе, - спросил отец, - чтобы негр застрелил белого мужчину из-за его жены, и чтобы ему за это ничего не сделали? А Оррен застрелил цветного человека, отнял у него жену, поселил ее у себя в доме, а потом женился на другой женщине - на белой. И никто не смеет слова сказать!
Мама сказала бесцветным голосом:
- Негру достаточно случайно взглянуть на белую женщину, как они натравят на него псов и бросятся за ним с ружьями. - Мама говорила так, как будто этот вопрос ее мучил, и мне стало ее жаль. Я понял, что это терзает ее смертельно.
- И также, - сказал отец, - с этим парнем обращаются не как с членом семьи. Ему и его матери не позволяют иметь знакомых-негров, и им не разрешают иметь ничего общего с белыми людьми, кроме членов семьи. Они настоящие рабы, - сказал он убежденно. - Когда этому юноше позволяют выезжать с девочками, его сестрами, это ему льстит. Он чувствует себя тогда выше бедных негров, сборщиков хлопка. Но как насчет того, чтобы поделить с ним и его матерью состояние Орренов?..
- Я хотела бы знать, что думает белая жена старика Оррена, - сказала мама. - Жить в одном доме с черной любовницей своего мужа и ее сыном, видеть их каждый день - и не иметь права ничего сделать!
- Не воображай, что она ничего не может сделать, - возразил отец. - Ручаюсь, что она превращает жизнь этой женщины в сплошной ад. Кроме того, негритянка - хорошая рабыня, и мисс Оррен платит ей, позволял ей кататься в карете, которой правит собственный сын негритянки. А мальчишка ни разу в жизни не был в школе. Он не может своей фамилии подписать. Ему опасно дать образование, понимаешь?
- Ну, хотела бы я посмотреть на негра, который построил бы дом для любимой им белой девушки! Ему не пришлось бы никого убивать...
- Ты знаешь, что случилось с Алленом! - резко сказал отец.
Мы все знали эту историю.
Генри Аллен был большой черный парень; он гордился своей чернотой, как некоторые мулаты гордятся своей белизной. И он был талантлив. Говорили, что зажиточные белые ненавидели его за способность убеждать простых негров-батраков фактами из истории и упрощенной информацией, взятой из газет. Он мог, по утверждению моего отца, превратить каждое негритянское «преступление» в аргумент против белых богачей. Родные умоляли его молчать, иначе его когда-нибудь убьют.
Генри Аллен проводил летний отпуск у себя дома, на ферме. Он ездил в поле и помогал мотыжить землю. Урожай был уже собран, так что работы было немного.
Рядом с землей Алленов была небольшая ферма, принадлежавшая богатому белому фермеру по фамилии Грир. Грир имел привычку ходить на бахчу Аллена - выбирать себе лучшие арбузы, и на кукурузное поле Аллена - срывать лучшие стебли молодой кукурузы.
Отец Генри поделился своим горем с сыном не потому, что он ожидал от него помощи, - кто мог ему помочь? - а просто потому, что нуждался в чем-нибудь сочувствии. Генри рассердился: почему отец позволяет белому человеку продолжать этот открытый грабеж?.. Старик велел юноше молчать.
- Мы не хотим никаких неприятностей, сынок, - сказал он. - А старый Грир пытается втянуть вас в неприятность. - Он поучал сына: - Делай, как я: не обращай на него никакого внимания.
- Первый, кого я увижу по нашу сторону ограды, - сказал Генри, - будет отправлен туда, откуда пришел. - Он не слушал увещеваний родных, просивших его либо не скандалить, либо отправиться обратно на Север.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.