Праздник, которого не было

Светлана Подорванова| опубликовано в номере №1465, июнь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дельфины кружились в воде под звуки вальса. Кружились так, что брызги окатывали детей и взрослых. Дельфины позволяли кататься на себе. Осторожно брали из рук рыбу... На водном манеже шло небывалое представление...

...Увы, ничего этого не было. Не было встречи с умными, жизнерадостными дельфинами, не было музыки. Весь этот праздник остается лишь на бумаге. Вернее — в проекте, пылящемся на полке вот уже восемь лет.

Цирковой дельфинарий — дипломный проект молодого архитектора Ильяса Айдарова. На всесоюзном смотре он получил диплом первой степени.

Еще в 1980 году Союзгосцирк дал заявку институту «Гипротеатр» на такое сооружение. Даже место было определено — Ялта.

Представьте: в конце пляжа, всего в сотне метров от моря — огромная чаша из стекла и бетона. Яркий тент. Крыша легко убирается в зависимости от погоды. Места для зрителей расположены с учетом любых прихотей. Как вы хотите видеть представление? Сверху? Пожалуйста. Можно наблюдать и в огромные иллюминаторы. Совсем другой ракурс... А по желанию — даже снизу вверх. Дно манежа прозрачное, а кресла расположены, как в планетарии.

В дельфинарии вы могли бы встретиться со многими обитателями подводного царства. Видели когда-нибудь скорпена, латимерию, рыбу-меч, других диковинок морей и океанов? В этом необычном театре и для них отведено место в аквариумах.

— Аналогов подобных театров у нас в стране нет, — рассказывает Ильяс Айдаров. — Хотелось создать что-то необычное, веселое, красивое. Чтобы один вид сооружения сразу же привлекал внимание. Мне казалось, это самое счастливое время в моей жизни. Я выехал в Ялту, чтобы «привязать» проект к месту. Полгода работал как одержимый. Обрадовался, узнав, что мой труд одобрен. И в мыслях не допускал, что цирковой дельфинарий так и останется в чертежах. Почему? Город есть, море есть... Есть и дети, радующиеся любой возможности общения с животными. Так почему же?.. Когда я спросил об этом у одного ответственного товарища, он ответил: «Зачем нужен ваш дельфинарий, когда на эти деньги можно построить больницу?» Ну что сказать на это? Забыли, что смехом, хорошим настроением тоже лечат. И уж если подходить с практической точки зрения, уверяю, что на прибыль от работы дельфинария можно было бы построить пять больниц. Мы, молодые архитекторы, уже как-то привыкаем к мысли, что все или почти все, что делаем, оказывается в конечном результате ненужным. Как много у молодых неосуществленных проектов! А ведь это не просто проекты. Размышления, наше видение, труд в конце концов. Жаль, если все, что придумываешь, постоянно засыхает на корню. И опускаются руки, притупляется воображение, и уже перестаешь видеть смысл своей работы. Из архитектора превращаешься в чертежника. Многие ребята уходят из архитектуры, чтобы только наглядно видеть результат своего труда. А порой просто прокормить себя.

Остается привести мнение специалиста.

В. Д. Красильников, профессор, член-корреспондент Академии художеств СССР, главный художник Москвы:

— Этот проект мог бы органично вписаться в береговую панораму Ялты. Дельфинарий впечатляет экспрессивностью форм, оригинальным объемно-пространственным решением. Остается сожалеть, что такие интересные, выразительные проекты существуют только на бумаге...

Просто поразительно, как равнодушно мы относимся ко многим проектам, оставляя их пылиться в архивах. И это равнодушие приводит к тому, что сами лишаем себя радости, праздника. Так получилось и с проектом Ильяса Айдарова.

Наша морская держава имеет всего один дельфинарий. В Батуми. Для сравнения: в ФРГ их 8! Даже «сухопутная» Австрия построила знаменитый на весь мир «Дом моря». И таких примеров можно было бы привести множество. Самое обидное — создание дельфинариев в наших силах. Так не долго ли раскачиваемся?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены