Время не ждёт

Геннадий Максимович| опубликовано в номере №1465, июнь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Развитие генетики — один из ярчайших примеров того, какие результаты может принести соединение науки и практики. Совершенствование методов генной, хромосомной и клеточной инженерии позволяет принципиально по-новому решать многие коренные задачи медицины, сельского хозяйства, микробиологической промышленности. То, что недавно казалось чуть ли не фантастикой, становится обычным делом. Сегодня с помощью генной инженерии можно создавать бактерии, которые становятся «фабриками» по выпуску разных лечебных веществ. Размножаясь, они синтезируют белки, аминокислоты, витамины, гормоны, антибиотики и многое другое. Ученые ищут способы получения все новых лекарственных препаратов, в том числе и противораковых антибиотиков.

Но одно дело — разработать тот или иной препарат, совсем другое — наладить его массовый выпуск. Это невозможно без хорошо разработанной биотехнологии и современного биотехнологического производства. Своим развитием биотехнология обязана прежде всего успехам генной инженерии. Ее перспективы значительно расширились с появлением современной биоорганической химии. Биотехнология совершила подлинную революцию, резко изменив положение биологической науки и отношения между биологией и промышленностью. Например, промышленное производство антибиотиков осуществляется в основном биотехнологическими методами. Кроме того, с помощью генной инженерии и биотехнологии сегодня лечат животных, выращивают новые сорта растений, борются с загрязнением окружающей среды — всего не перечислишь.

Из древа генетики выросли многочисленные ветви смежных областей науки — физико-химическая биология, биотехнология, биоорганика... Но за успехами этой основополагающей науки скрывается тревожная ситуация. Острая проблема — подготовка кадров для генетики. Даже ведущие академические институты испытывают недостаток квалифицированных специалистов. В большинстве отраслевых генетических, селекционных, медицинских учреждений их практически нет. Поэтому исследовательская работа часто ведется без знаний и учета достижений и методов генетики.

Попробуем разобраться, почему так получилось. После печально известной августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года преподавание генетики в вузах вообще не велось — до 1964 года. Выросшее в тот период поколение биологов, селекционеров и медиков не получило знаний генетики, не могло осознать, что она служит фундаментом всего биологического образования.

Со второй половины 60-х годов преподавание генетики возобновилось, но проблема подготовки квалифицированных кадров не решена и сейчас. Специализация по генетике ведется лишь в Московском, Ленинградском, Киевском, Новосибирском и нескольких других университетах. В Ростовском и Минском университетах специальность № 2040 «генетика» ликвидирована. В Горьковском и Ворошиловградском кафедры генетики переориентировали на другие специальности. В подавляющем большинстве университетов генетика не вводится из-за того, что на нее якобы нет «спроса». В сельскохозяйственных же и медицинских вузах она преподается, как правило, на невысоком уровне или не преподается вовсе.

Теперь понятно, почему во многих вузах генетику часто преподают люди, не имеющие специального образования или хотя бы послевузовской подготовки. Программы по генетике во многом устарели; студенты в большинстве университетов не изучают ее передовые разделы — такие, как организация и структура генома, генная инженерия, биотехнология, популяционная генетика... Да и существующие лекции не подкрепляются соответствующей практикой. Не получают студенты и необходимых навыков в работе с компьютерной техникой. Очень мало издается генетических и селекционных учебных пособий.

А ведь в ближайшие годы генетика, селекция, биотехнология, микробиологическая промышленность потребуют многих тысяч хорошо подготовленных специалистов, молодых ученых для смены старого преподавательского корпуса, для многочисленных селекционных центров, разных отраслей народного хозяйства. Для большого числа медико-генетических учреждений и лабораторий уже сегодня требуется армия врачей, хорошо знающих генетику человека и медицинскую генетику.

Очевидно, что для удовлетворения всех этих требований необходима коренная перестройка в системе подготовки специалистов-генетиков. И когда задумываешься над сложившимся положением, невольно складывается впечатление, будто какие-то скрытые силы до сих пор не хотят мириться с тем, что с генетики давно сняты все ложные обвинения... И еще один факт для размышления. В 1924 году в АН СССР было три академика-генетика, в 1972-м — шесть, в настоящее же время — один. Среди членов-корреспондентов, которых тоже крайне недостаточно, нет молодых. А ведь кадры высшей генетической квалификации все-таки имеются...

Есть ли выход из создавшегося положения — довольно сложного, но требующего быстрейшего разрешения? Есть, если подойти к делу серьезно, по-государственному. Тут может быть очень полезен опыт, накопленный в Институте биоорганической химии имени М. М. Шемякина АН СССР: там весьма основательно занимаются подготовкой молодых научных кадров.

Этот институт — один из ведущих центров физико-химической биологии, возглавляет работы, связанные с изучением живой материи. Здесь развиваются актуальные направления биохимии и молекулярной биологии, молекулярной генетики, нейробиологии, иммунологии, клеточной биологии... Многие работы института имеют важное практическое значение для медицины, промышленности, сельского хозяйства. Ведь во все отрасли сегодня активно вторгается новая технология, основанная на методах генетической и клеточной инженерии, биоорганической химии.

Приоритетное развитие биотехнологии обнаружило острую необходимость в специалистах по новейшим направлениям физико-химической биологии. Как показывает практика, самый эффективный путь подготовки таких специалистов — объединение усилий высших учебных заведений и крупных научно-исследовательских центров. Так, по инициативе недавно безвременно ушедшего из жизни академика Ю.А.Овчинникова в 1982 году возник в институте учебно-научный центр. Он стал научной базой для кафедры биоорганической химии биологического факультета МГУ, кафедры физико-химической биологии и биотехнологии Московского физико-технического института, а также для студентов некоторых кафедр Московского института тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова.

В этом центре — четыре группы. Три из них занимаются структурой и функциями белков нуклеиновых кислот, биологических мембран. Четвертая — молекулярной иммунологией. Казалось, при чем тут физтех? Может быть, ребята попали в учебно-научный центр случайно, так сказать, в погоне за «модной темой»? Об этом я и спросил руководителя группы, занимающейся биологическими мембранами, кандидата химических наук Леонида Ивановича Барсукова.

— Наша цель, — ответил Барсуков, — вовсе не в том, чтобы «перековать» физика на биолога. Это было бы бессмысленно. Мы должны научить физика такому языку, без которого он не сможет обойтись в биологии.

— Процесс обучения в нашем центре разбит на три этапа, — дополняет руководитель группы нуклеиновых кислот, кандидат химических наук Ирина Владимировна Северцова. — Первый — азы химико-биологических знаний. Второй — умение пользоваться современной экспериментальной техникой. Широко используются компьютерная техника и средства автоматизации научного эксперимента. И третий этап — знакомство студентов с наиболее актуальными направлениями физико-химической биологии. Ведущие сотрудники института читают лекции, проводят семинары и практические занятия. В наших отлично оснащенных лабораториях студенты не только осваивают экспериментальные методы, но и приобретают навыки самостоятельной исследовательской работы.

— Выпускник вуза без достаточной подготовки, то есть с «нулевым» опытом самостоятельной работы, не может вести активные исследования. Поэтому требуется доучивание после вуза, порой фактически равноценное получению второго образования, — продолжил Леонид Иванович Барсуков. — У нас же любая работа, даже в рамках лабораторного практикума, несет не только учебную нагрузку. Каждая — пусть маленькое, но самостоятельное исследование с научно значимым результатом.

Каждые зимние каникулы для студентов организуют научную школу в Пущино по проблемам современной физико-химической биологии и биотехнологии. Эта школа привлекает внимание старшекурсников к наиболее важным вопросам, а студентам младших курсов помогает в выборе будущей специальности. Темы лекций в Пущино — от генной инженерии, биотехнологии до ... СПИДа. Что ж, все правильно, ведь многие специалисты считают, что борьба с «чумой XX века» будет вестись именно на генном уровне. Главное — прекратить размножение этого вируса. А сегодня уже известны определенные элементы, способные подставить ошибочные нуклеотиды в молекулы, которые после этого перестанут размножаться. И, кто знает, быть может, победу над страшной болезнью одержит именно выпускник учебно-научного центра Института биохимии?..

Сейчас в центре обучаются около 120 студентов. Некоторые из них придут работать в ИБХ, да и другие так или иначе будут связаны с институтом. Предполагается с каждым годом увеличивать число выпускников центра. Но уже сегодня ясно, что и в будущем проблем с распределением не будет: интересной, перспективной работы много.

...После знакомства с учебно-научным центром Института биоорганической химии невольно возникает вопрос: разве не применим подобный выход из кадрового тупика и для собственно генетики? Нельзя же просто ждать и надеяться, что все когда-нибудь образуется само собой!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Улитка на склоне..

15 апреля 1933 года родился Борис Стругацкий