Беседуют Евгений Ловчев, мастер спорта международного класса, капитан футбольной команды «Спартак» Александр Гомельский, заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук, старший тренер баскетбольной команды ЦСКА и сборной СССР
Е. ЛОВЧЕВ. Несколько десятилетий назад, насколько я знаю историю спорта, появились в спортивных командах тренеры. Сегодня трудно, пожалуй, невозможно найти серьезный коллектив спортсменов, где бы не было тренера.
Спортивные педагоги, спортивные наставники – наши старшие товарищи, наши учителя, и я не представляю себе, как, каким образом могла бы преуспевать футбольная, хоккейная или баскетбольная команда, если бы во главе ее не стоял квалифицированный, многоопытный наставник. Специалист, обладающий педагогическими навыками.
А. ГОМЕЛЬСКИЙ. Преуспевать? А если команду преследуют неудачи, если она чаще проигрывает, чем одерживает победы? Неужели можно судить о работе тренера только по набранным его командой очкам? Конечно, победы, успехи спортсменов, с которыми работает спортивный педагог, в определенной, более того, если хотите – в решающей мере свидетельствуют о квалификации тренера. Но, право же, не только очками и секундами жив спорт. А если тренер воспитал парня талантливого, думающего, честного, настоящего гражданина, парня, добившегося больших успехов в спорте и, однако, уступившего в жестокой, напряженной борьбе спортсмену более одаренному? Неужели он не заслуживает поддержки за свою работу? Я, поймите меня правильно, не прошу делать мне какие-то скидки – и ЦСКА, и рижский СКА, и сборная страны, с которыми я работал или работаю, значительно чаще побеждали, нежели проигрывали.
Е. ЛОВЧЕВ. Тренер – это, конечно же, прежде всего педагог, учитель. Однако тренеру в определенном смысле труднее, чем учителю. Могут одинаково хорошо работать преподаватели физики и географии, английского и математики. Классные руководители 9 «А» и 9 «Б». Успехи одного не исключают успехи другого. А в спорте иначе. Выиграл ЦСКА, значит, проиграл «Спартак». Выиграл «Спартак» – печалится тренер «Динамо». Кто-то становится чемпионом, кто-то размещается в середине турнирной таблицы, а кто-то – увы! – прощается с высшей лигой, как случилось это с нашей футбольной командой.
А. ГОМЕЛЬСКИЙ. И кого вы вините в этом? Успех или неудача – результат работы всего коллектива. И спортсменов и тренера. Не люблю тех тренеров, которые в случае удачи его команды все заслуги относят на свой счет. А в случае поражения сваливают вину на спортсменов. Хотелось бы, чтобы в тех и других случаях все делилось поровну. Один известный тренер утверждает: «В победе славы хватает на всех».
Е. ЛОВЧЕВ. Согласен. Никогда не поддерживаю тех спортсменов, которые, со своей стороны – в пику тренеру, – причины поражения видят только в просчетах своего наставника. Я полагаю, что в прошлогодней неудаче «Спартака» виноваты и футболисты и тренеры.
А. ГОМЕЛЬСКИЙ. Нравственные аспекты этой темы – тренер и ученик – многообразны и практически неисчерпаемы. Как неисчерпаемы и неповторимы отношения, весь нравственный климат, складывающийся в любом большом и динамичном коллективе. Не только в спортивном, но и в производственном, творческом, научном.
Когда мы говорим о спорте, нужна только одна поправка – здесь чрезвычайно велика роль соревнования. Постоянного соревнования.
Бытует поговорка: «Тренер сдается последним». Она точно отражает психологическую роль спортивного педагога в команде. Игроки легко улавливают настроение тренера, его веру в победу или его пессимизм. Малейшая фальшь моментально замечается спортсменами, тут же отражается на их душевном состоянии, на готовности к борьбе.
Психологическую устойчивость команды, спортсменов создает тренер, и это одна из его главных обязанностей. А в современном спорте именно от этого качества – умения воспитывать волевого, сильного духом спортсмена – чаще всего и зависит исход состязаний.
Вы, Женя, конечно, знаете, что во многих командах в разных странах мира появилась новая должность – психолог.
Е. ЛОВЧЕВ. Слышал об этом.
А. ГОМЕЛЬСКИЙ. Думаю, к сожалению, что многие из нас должны повторить это слово – «слышал». Боюсь, что, по существу, о работе психолога, о его месте в коллективе спортсменов мы знаем слишком мало. По крайней мере у меня из того, что я читал, создалось впечатление, что должность эта появилась потому, что некоторым тренерам нужен человек, на плечи которого они могли бы взвалить' тяжкую ношу волевой подготовки команды. Мне же кажется, что именно тренер, лучше всех знающий своих учеников, работающий с ними изо дня в день, и призван решать вопросы психологической подготовки. Воспитать у игроков силу воли, умение добиваться победы, научить своих подопечных преодолевать трудности тренировок и соревнований – вот, на мой взгляд, одна из основных задач тренера, решающего проблему создания первоклассной команды, которой по силам борьба за самые высокие титулы в баскетболе, хоккее или футболе. Для этого, разумеется, тренеру необходимы безупречное знание дела, педагогическое мастерство, интеллект и т. д.
Е. ЛОВЧЕВ. При нынешнем состоянии дел в спорте на передний план действительно выходит психологическая подготовка. Именно от умения тренера настроить спортсменов на игру зависит очень многое. Я бы даже предпочел тренера-психолога, то есть человека, умеющего понять душу, мысли спортсмена, тренеру-тактику. Я знаю одного специалиста, который блестяще разбирается в футболе. Он возглавлял и сборную страны. Этот тренер может прекрасно провести тренировку, правильно тактически построить игру, но из-за того, что он плохой психолог, руководимые им команды так и не добились значительных успехов. Для него в порядке вещей оскорбить спортсмена в перерыве между таймами, то есть в минуты, когда нервы особенно напряжены. С нами он просто не считался. Когда же команда побеждала, он говорил: «Еще бы вам не выиграть – я же все объяснил на тренировке».
А. ГОМЕЛЬСКИЙ. Каждая серьезная победа – это и результат усилий тренера, результат и его труда. Но наши замыслы, даже самые блестящие, так и останутся замыслами, если их на практике не реализуют спортсмены-мастера, собранные в команду и подготовленные к соревнованиям тобой, тренером.
Тренер должен воспитать в себе душевную стойкость, он не имеет права раскисать при поражениях, не имеет права искать причины неудач на стороне. Он обязан уметь разобрать по косточкам, проанализировать каждый свой шаг, каждое свое слово, каждую ошибку.
Е ЛОВЧЕВ. Вы перечислили качества, необходимые тренеру. Не могу удержаться от искушения добавить некоторые свои соображения на этот счет. Тренер должен прежде всего очень тонко разбираться в своем виде спорта. Это естественно. Но тренер, по моим представлениям, должен обладать и такими качествами, как отзывчивость, умение заинтересованно выслушать собеседника (иногда так важно излить кому-то душу). Едва ли тренер добьется успеха, если не будет' верить игрокам и учитывать особенности каждого из них.
А. ГОМЕЛЬСКИЙ. У вас есть, «оказывается, готовая программа работы в роли тренера. Ну, а теперь не откажите и мне в праве высказать кое-какие пожелания игрокам. Поскольку мы с вами представляем разные виды спорта, то у читателя не возникнет подозрение, что происходит некий обмен взаимными претензиями.
Я бы хотел видеть в своей команде спортсменов умных, творческих, смелых. Верных интересам дела, интересам коллектива. Спортсменов дисциплинированных – во всех отношениях. И на спортивной площадке и за ее пределами, так сказать, в быту. Игровая дисциплина, вдохновляемая творческим истолкованием тактики, выбранной на матч, – вот мой идеал, который я противопоставляю анархии, царящей порой на баскетбольной площадке или на футбольном поле.
И, конечно, спортсмена должно отличать трудолюбие, постоянное стремление к совершенствованию мастерства. Как-то услышал после тренировки: «Да он же деспот!» Это обо мне. Ох, как обидно стало! Я старался, думал, искал новые упражнения – и вот реакция. Не хотят понять, что им, спортсменам, нужны эти трудные упражнения и солидные нагрузки на тренировках.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.