Федор Углов, академик, лауреат Ленинской премии
— Федор Григорьевич! Давайте начнем наш разговор об алкоголе...
— ...С моего вопроса к вам. А вы сами пьете? Если да, то как часто? Чтобы сразу все расставить по местам, назовите поводы для выпивки, и я попытаюсь дать им характеристику с точки зрения врача. Могу вам помочь. Итак, вы не алкоголик, не пьяница, вы из тех, кто считает себя культурным человеком, но не чурается стопки...
— Да, пожалуй, так... Дома всегда есть что-то из спиртного, но могу не прикасаться и месяц, и два. Но вот пришел усталый, чем-то расстроенный и выпил — для снятия напряжения.
Повод второй. Объявляется кто-то из давних друзей. Радость, желание поскорей усадить за стол. Сидим, разговариваем, бутылка на столе...
Иногда во всем теле ломота: то ли простуда, то ли грипп. В этом случае у каждого свой рецепт, где спиртное — основной компонент.
Я не увлекаюсь зимней рыбалкой, но мой товарищ, для которого нет лучше отдыха, уходит на лед и всегда в свой ящик положит бутылку для согрева. Не говоря о том, что, как утверждают, алкоголь очень калориен.
А еще остаются праздники, дни рождения, юбилеи... Вот вам вся правда!
— Ложь первая. Алкоголь не снимает напряжения, а только дает иллюзию этого. На деле напряжение в головном мозге и во всей нервной системе сохраняется, фиксируется и добавляется с помощью алкоголя. Но в период эйфории (состояние приподнятого настроения, не соответствующее объективным условиям) действительно у человека создается ощущение приятности, возбуждения. Ему даже кажется, что он стал умнее... Но вот кончилось действие алкоголя, а напряжение осталось. А то и увеличилось. Да, существует распространенное выражение: «Выпить с устатку». Но это напоминает действие морфия в руках неумного врача. Больной говорит, что у него болит живот, а врач вместо того, чтобы разобраться в причине, делает ему укол морфия, после чего наступает пьянящее облегчение. Это временное облегчение! Больному стало легче, он ушел, а через день влияние морфия прошло, зато боль стала сильнее, оказывается, у него острый аппендицит и начинается общее воспаление брюшины. И теперь надо лечить не боль, а спасать жизнь.
Ложь вторая. «Алкоголь для веселья, при встрече и на празднике». Никакого веселья не будет в том смысле, что веселье — это отдых нервной системы, ее подготовка к новой работе. Веселье под действием алкоголя — это веселье под наркозом, первая стадия наркотического возбуждения. Врачи наблюдают подобное, когда дают больному наркоз. Проходит возбуждение, наступает угнетение, болит голова, общая разбитость, нежелание двигаться... А суждение о том, что употребление алкоголя при встрече продиктовано традицией, не имеет никаких оснований. Таких традиций не было в русском народе. Это привычка крайне вредная и чреватая опасностями.
Ложь третья. Давно и научно доказано: потребление алкоголя в холодном климате приносит большую смертность, нежели в теплом. Уже в начале века было неоспоримо доказано: если средняя годовая температура в какой-то местности ниже только на пять градусов, при том же уровне потребления спиртного на человека смертность от алкоголя в этом регионе увеличивается в десять раз.
Здесь нужны более подробные разъяснения. Поскольку я знаю, что многие геологи, нефтяники, промысловики, охотники, строители, рыбаки, работающие на Севере, в тех местах, откуда я и сам родом, думают иначе. Так вот, когда человек выпивает, происходит сосудистый паралич, и кожные поры расширяются и отдают тепло. Человеку кажется, что он согрелся и ему жарко. На самом деле внутренняя температура организма снижается, а поскольку поры расширены, охлаждение идет быстрее. Ситуация, при которой может наступить смерть. Не говорю уже о значительных обморожениях, ведущих к инвалидности. Об этом не стоит забывать тем, кто работает на Севере.
Ложь четвертая. «Хорошая порция вина — и гриппа как не бывало!» Во французской Академии наук специально исследовали влияние алкоголя на грипп и убедительно доказали: никакого влияния! Больше того: в результате употребления алкоголя больной организм ослабевает, а грипп и другие вирусные заболевания только усугубляют болезнь. Пьющие всегда заболевают чаще, нежели непьющие. Еще в конце XIX века киевский врач Сикорский заметил: при эпидемии тифа пьющие рабочие заболевали в четыре раза чаще, нежели непьющие.
Ложь пятая. «Алкоголь полезен, поскольку содержит питательные вещества». Да, при разложении алкоголя создаются калории тепла. Но, хаотически сгорая, они в отличие от созидателей жиров и белка уносят с собой и полезные продукты. Алкоголь не питательный продукт.
Как видите, между вашими оправдывающими поводами и абсолютно достоверным объяснением их с точки зрения медицины громадные противоречия.
— Допустим, что это и есть часть правды об алкоголе. Но насколько серьезно такое ваше утверждение: «Алкоголизм несет гибель и деградацию, разрушение всех моральных устоев, физическое и психическое вырождение»? Читаешь — аж мороз по коже! Не слишком ли, имея тысячелетний опыт «пития на Руси», вы сгущаете краски? Не сочтите за глупую шутку, но вроде бы все мы выпиваем и ничего — развиваемся, не стоим на месте.
— Во-первых, откуда вы взяли, что мы пьем столько лет? Это очередная ложь. Да, мне приходится слышать: зачем вести борьбу с пьянством, если русские пили и будут пить и пьянство — чуть ли не русская болезнь. Весьма опасная ложь! Есть наша история, и есть статистика. И мы имеем статистические данные начиная с 1750 года, хотя есть цифры и более ранние. Среднее потребление алкоголя на душу населения в России всегда было самым низким среди крупных стран мира.
Во-вторых, если взять такой показатель, как средний мировой уровень потребления алкоголя, то в России и этот показатель всегда был в 2 — 5 раз меньше, нежели в других странах. Эти данные собраны за двести последних лет. Факт, что Россия никогда не была первой в потреблении алкоголя, неопровержим!
В-третьих, нелишне вспомнить историю нашего Отечества. Почти 500 лет, с XIII по XVIII век, Россия находилась в кольцевом окружении: ордынское иго, агрессии со стороны Германии, Литвы, Турции, Швеции, Польши. В те годы мирное время было короткой передышкой. Где же тут русским людям пить? Прокормить бы себя и живыми остаться. Да и кто мог себе позволить пить крепкие напитки? Князья, бояре, богатые люди, а народ, миллионы простых людей не знали алкоголя, а если и позволяли себе, то только в престольные праздники.
— А как с точки зрения медицины алкоголь влияет на нравственность?
— Прежде всего алкоголь бьет по мозгу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ о военном детстве
Память - «кровное родство с временем военных испытаний»
Фильм «Лидер» - размышления зрителя