Деревянный набор для варенья, сверкающий яркими красками самовар, расписная чаша...
В таких вот прикладных изделиях липецких мастеров воедино слиты красота и практичность. А создают рукотворную эту красоту настоящие кудесники, такие, как художница Ирина Бритвина (на снимке). Не только теплое дерево, но и холодный металл обретают в мастерских «Липецких узоров» сказочные черты, становясь произведениями искусства.
И плывут из Липецка ладьи... Глянешь на них — словно и тебя они подхватывают, несут по волнам. Кажется, не рука человеческая, а сама природа сотворила эту красоту. Будто из синевы неба да переливающихся на солнце вод возникли чудные ковши, братины. Будто сама луговая трава обернулась сказочными узорами...
Нет ничего труднее, чем сказать новое в искусстве, которое живо устойчивостью традиций. Возьмите, к примеру, народные промыслы. Как важна здесь традиция! Но ведь находятся умельцы, наделенные даром по-своему взглянуть на давно привычное.
...Всем известна Хохлома. Бедная, как же она «пострадала» из-за своей уникальности и неповторимости! Сейчас чуть ли не каждый город имеет свою «хохлому» — где только ее не копируют, а это значит, что обесценивают на разменную монету золотые самородки народного творчества. Приедешь ли в Орел, Смоленск, Тамбов — всюду в качестве сувениров навязывают ложки-поварешки, поражающие однообразием повторения «оригинала».
И, может, потому в самой Хохломе — отступничество! Группа художников предложила отойти от традиции, предписывающей роспись по золотистому фону только красным да черным. И хотя то, что они в творческих муках рождали, поддержки не находило, поиск свой художники эти продолжали.
Пока они искали свой почерк, их нашел Липецк. Город, бывший некогда маленьким районным центром и большой известностью не славившийся, с возникновением гиганта — металлургического завода — стал «столицей» области. Говорят «Липецк» — и воображение рисует индустриальные пейзажи: прокатные станы, мартеновские печи, тракторные полигоны. Но «свой норов» город проявляет и в другом. Красивые туристские куртки, оригинальные кепи, выпускаемые местными швейниками оценены покупателями. За особым хлебом, воздушным, в узорчатых колосьях, который для праздничным столов выпекают в цехе при специализированном магазине «Сказка», в Липецк приезжают даже из соседнего Воронежа.
Так вот, именно Липецк пригласил из Горьковской области Марфу Федоровну Синеву, Зинаиду Васильевну и Андрея Семеновича Прытковых, Кузьму Ивановича Левина — тех самых, искавших свой почерк хохломских художников. Выделили им тогда уголок при заводе «Свободный Сокол» и сказали: «Мешать не будем. Ищите. И хорошо бы найденное оказалось не похожим ни на что, чем славны другие города».
«Непохожее» художники нашли, а вот признание их долго не находило. Роспись нарушала все каноны: и синеву мастера пустили, и зелень, и десятки иных оттенков понамешали... Что это? Искажение Хохломы? Скорее другое — песнь красы природы, да спетая новым голосом.
Пришло время, и выросли корпуса фабрики «Липецкие узоры», родился учебно-опытный комбинат художественной росписи, поступить в который учеником не так-то просто: конкурс высокий. Пришло и признание — медалей, дипломов всевозможных конкурсов теперь у здешних мастеров множество, а изделия умельцев на прилавках магазинов не залеживаются.
Пусть теперь кто-нибудь попытается превзойти липецкий узор. Трудно. И, по-видимому, уж очень непростое дело — сказать в искусстве новое.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Международный фестиваль в Сопоте
Подводим итоги анкеты «Смены»
Внимание астрономов всего мира сконцентрировано сейчас на необычном космическом явлении