Ребята из нашей заводской многотиражки, открывая в начале года на страницах газеты «Клуб молодого борцовца», провели анкету. В числе вопросов был и такой: «Какие заводские традиции вам нравятся?» Отвечали охотно – и о торжественных проводах на заслуженный отдых ветеранов труда, и о посвящении в молодые рабочие, и о других заводских торжествах и праздниках. Но, не скрою, огорчило и встревожило, что среди ответов порой оказывался встречный вопрос: «А разве на нашем заводе есть какие-нибудь традиции?»
Первое, о чем подумалось: «Как же ты, молодой борцовец, сумел не заметить мемориальные доски у проходной? О том, что здесь работал герой гражданской войны Анатолий Григорьевич Железняков, легендарный «матрос Железняк»... О том, что с «Борца» ушла добровольцем на фронт контролер ОТК Зоя Космодемьянская – ей было столько же лет, сколько тебе... О том, что на заводе выступал «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин... Разве ты, молодой рабочий 1976 года, по пути в цех ни разу не остановился возле памятника заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне? Ничего не слышал об орденах Ленина и Трудового Красного Знамени, которых удостоен завод?»
Потом мелькнула другая мысль: «Наверное, все-таки и заметил, и останавливался, и слышал. Так почему же не почувствовал прямую связь поколений борцовцев? Может быть. потому, что собственную свою принадлежность к заводу, к его коллективу в полной мере не ощущает? А мы, комитет комсомола, все ли сделали, чтобы каждый из новичков ощущал? Надежно ли действуют у нас «приводные ремни» от заводской истории к сегодняшнему дню? Ведь традиции завода не музейное дело, они утверждаются и подтверждаются в повседневном труде...»
Мне представляется, что в почине комсомольцев Ленинграда и области «60-летию Великого Октября – 60 ударных недель!», подхваченном молодежью страны, органически соединились экономические, производственные и нравственные, воспитательные задачи, что этот почин заставил комсомольцев, молодежь, работая над решением сегодняшних проблем, еще пристальнее вглядеться в исторический путь страны, еще внимательнее вчитаться в ее биографию. Как жили и трудились деды и отцы? Достоин ли ты их труда и подвига?
Несколько слов о нашем заводе. В год 60-летия Октября ему исполняется 80 лет. Начинался он как Бутырский машиностроительный и принадлежал германскому фабриканту Густаву Листу. В истории завода – и создание революционных рабочих кружков на заре века и первая забастовка, увенчавшаяся успехом. Ленинская «Искра», выходившая в Женеве, 1 августа 1903 года писала, что в Москве, за Бутырской заставой, рабочие завода Густава Листа выступили с требованием убрать изувера-директора и добились победы... Баррикады 1905-го, Великий Октябрь. Рабочие завода были в первых рядах борющегося пролетариата. В грозовые октябрьские дни 1917 года по распоряжению В. И. Ленина в Москву был отправлен отряд моряков под командованием Анатолия Железнякова – в недавнем прошлом слесаря Бутырского машиностроительного. В годы первых пятилеток завод выполнял заказы для Сталинградского тракторного, Магнитогорска, Кузнецкстроя, Московского метрополитена, морского флота. Ну, а в героическое время Великой Отечественной на «Борце» выпускались снаряды.
Заводская летопись, как видите, славная и ко многому обязывающая. Как соразмеряет с ней свои шаги нынешнее поколение борцовцев? Почему почин ленинградцев вызвал в среде молодежи завода отнюдь не формальный, а активный и деловой отклик?
Сейчас на «Борце» – 1800 рабочих. К индустриальным гигантам мы не относимся. Однако гордимся, что компрессоры, которые мы выпускаем, можно встретить во всех уголках Советского Союза, что они экспортируются в 50 стран мира – от Вьетнама до Алжира, от Канады до Франции. Около 60 процентов продукции отмечено почетным пятиугольником – государственным Знаком качества.
Молодежным заводской коллектив не назовешь – в нем 380 человек моложе 30 лет. 163 – комсомольцы. Самый «молодой» – 2-й механический цех. Там у нас тридцать комсомольцев. Цифры не «сногсшибательные». Но это нас не смущает. Организация трудится с большим напряжением сил, в тесном контакте с нашими старшими товарищами. К слову сказать, директор завода Аветик Арташесович Бадамян сам был прежде секретарем комитета ВЛКСМ «Борца», потребности и возможности комсомольской организации во всех деталях знает и нас всячески поддерживает.
Шестьдесят ударных недель... Когда мы узнали об инициативе ленинградцев, то провели в цехах открытые комсомольские собрания. Комитет заседал, обсуждали, как конкретно должна выглядеть шестидесятинедельная вахта на нашем заводе, как «вписать» в нее различные действующие формы соревнования, как четче и яснее обозначить главные направления работы, как прочнее связать работу с учебой, чтобы глубже и точнее осмыслить соотношение сегодняшнего этапа развития экономики и всей нашей жизни с историческим путем, пройденным Родиной.
На нашем заводе трудно подходить к каждому цеху с одинаковой меркой. Скажем, уже названный 2-й механический – это опора, база нашей комсомольской организации. Среди молодежи цеха – рабочие высшей квалификации. Упомяну, к примеру, Александра Воробьева, члена бюро ВЛКСМ. Он поддержал своего товарища по цеху лучшего токаря завода Владимира Гаврилова, выступившего с почином «Неделю – за четыре дня». Гаврилов, молодой член партии, вместе с комсомольцами участвует в соревновании за право подписания рапорта Ленинского комсомола Центральному Комитету КПСС к 60-летию Великого Октября.
Если во 2-м механическом ровный и сильный состав, то в 1-м рядом с асами трудятся совсем молодые, еще не вполне «оперившиеся» ребята. Неодинакова обстановка и в других цехах. Как найти «общий знаменатель»?
Мы стараемся постоянно держать в поле зрения не только тех, кто впереди, но и тех, кто делает шаги вперед, замечать эти шаги, поощрять их. Считаем, что было бы ошибкой создавать какую-то замкнутую группу «лидеров». Получится, что одни привыкнут быть первыми, другие смирятся, что они последние. Поэтому мы и во всех наших «молниях», и в многотиражке, и в радиогазете «Радуга» выделяем то один, то другой цех, делаем опыт их работы достоянием всех участников нашей шестидесятинедельной комсомольской вахты. В эту неделю – один из механических, в следующую – механосборочный, потом литейный, инструментальный и т. д. Показываем, подчеркиваем, что свое они внесли в общую копилку октябрьской вахты. Стремимся не обезличивать цеха и людей, не бронировать кому-то заранее место на «пьедестале», а уловить и поддержать движение каждого вперед – независимо от условий труда, уровня квалификации и других факторов.
На заводе недавно был произведен пересмотр норм. Сегодня 120 – 125 процентов – это для нас чрезвычайно высокая выработка. И когда комсомолец Николай Уткин, токарь 2-го механического, тщательно подсчитав свои резервы, обязался закончить первый год десятой пятилетки к 1 октября и это обещание сдержал, мы не просто отметили его результат, но и рассказали, на чем он был основан, как удалось уплотнить время.
Очень важным делом считаем наглядность соревнования и максимальную гласность результатов. Ребятам из ПТУ, например, каждый день подсчитываем, кто как смотрится в цеховом «ландшафте», сколько нор-мо-часов выработал, сколько заработал. «Почему Иванов сделал больше, а я меньше?» – каждый может и себя об этом спросить и других. И получить аргументированный ответ.
На ударной комсомольской вахте ни на момент, естественно, не забываем о главной экономической задаче десятой пятилетки – всемерном повышении качества работы. Личное клеймо у нас пока имеют немногие комсомольцы, борются за него многие. Это очень трудная и почетная ступень признания мастерства. И нет комсомольца, который не добивался бы сдачи продукции с первого предъявления. Никому не хочется в эти напряженные недели октябрьской вахты иметь «синяки» – синим карандашом мы в своих сводках метим брак. Бесспорно, борьба за эффективность труда и качество продукции – центральный, стержневой пункт соревнования за право подписать рапорт Ленинского комсомола Центральному Комитету партии.
60 лет и 60 недель... Мы разделили календарь вахты на этапы, связанные с ключевыми датами истории страны и нашего завода. Содержание пропагандистской работы определяем важнейшими событиями того года революции, которому ударная неделя посвящена. В конце каждого этапа подведем итоги, состоятся торжественные заседания, отметим лучших, попросим выступить наших ветеранов, заслуженных людей завода.
На «Борце» преемственность поколений очевидна и наглядна. У нас немало прославленных рабочих династий. Часто отец, мать, дети вместе шагают утром к проходной завода. И мы такую «семейственность» приветствуем. Для многих молодых рабочих завода жизнь и судьба родителей – убедительнейшее «наглядное пособие» к истории страны, повод для раздумий о своем долге перед обществом, о своем месте в рядах великого трудового коллектива, имя которому – советский народ.
Шестьдесят недель в канун шестидесятилетия Октября... Пусть эти недели будут достойны трудных и славных лет, которым они посвящены.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.