Позиция

  • В закладки
  • Вставить в блог

Волгодонск, «Атоммаш»... Понятия знакомые, можно сказать, что о них писано-переписано... И все-таки десятки тысяч человек, приехавших сюда, чтобы строить город и завод, работать на предприятии, какого не знала еще мировая практика машиностроения, рождают такой опыт, о котором стоит говорить, думать, писать неоднократно. Притягательность «Атоммаша» в романтике, перспективах, масштабах! Можно легко понять человека, не долго мучавшегося у билетной кассы, с ходу принявшего решение начать новую жизнь, если его трудовая биография только начинается. Но если на «Атоммаш» приезжает человек, у которого стаж исчисляется десятками лет, то за этим решением наверняка стоит история. Стремление людей и молодых и умудренных соединить свою жизнь с заводом помог понять нам бригадир токарей-расточников из цеха парогенераторов Александр Семенович Савранский.

Что его привело в Волгодонск, на завод? Ведь в Калуге, где раньше он жил и работал, Савранский был заметной личностью. Сейчас на всю страну известен Калужский турбинный завод. На этом предприятии нет ни одного рабочего на индивидуальной сдельщине, все в бригадах. Бригады на полном хозрасчете. А начинал это громадное дело Савранский. Он и был председателем совета бригадиров завода, докладывал на заседании коллегии министерства о том, что дает рабочему и производству бригадный метод работы. На турбинном Савранского знал и уважал каждый. Он получал высокую зарплату, имел квартиру в центре города, а по воскресеньям на электричке ездил в столичные театры и музеи. Словом, его прошлому жизненному укладу можно было бы и позавидовать.

И вот мы ходим с Савранским по гигантскому корпусу, в котором может разместиться несколько футбольных полей. Под стать и станки высотой с двух-, а то и трехэтажный дом.

– И они привели меня сюда, – кивает на станки Александр Семенович, – таких в Союзе да и в мире нигде больше нет. Если бы мне лет двадцать назад кто сказал, что будут такие станки, ни за что бы не поверил.

Главное, что поняли из общения с Савранским, приглянулось ему в Волгодонске большое новое дело. Конечно, он знал, что начнется оно с трудностей. Знал и другое: хорошо начать – половину дела сделать. А богатый жизненный и производственный опыт подсказывал: начинать надо с порядка. И он не стал дожидаться, когда на «Атоммаше» будет идеальный порядок. Он засучил рукава и стал наводить его сам. А что, по его мнению, было порядком? Передовая организация труда. Савранский не стал изобретать велосипед, поскольку предстояло создавать атомный реактор, он знал по Калуге неоспоримые преимущества бригадной организации труда.

Вообще-то и до Савранского на «Атоммаше» были бригады. И когда он заводил о них речь, все прямо-таки удивлялись:

– Александр Семенович, вы же в открытые двери ломитесь! Есть у нас бригады. Есть, чего же еще надо?

Небольшое отступление. Когда стройка только начиналась, у строителей не было опыта возведения уникальных объектов, многое делалось впервые. Впервые вовсе не означало вслепую. Да, нет опыта, но есть мастера из мастеров, способные раскусить любой секрет, понять любое новшество. Скажем, начиналось бетонирование ростверков под монтаж колонн – эти мастера делали эталонный образец. Потом к нему подводили бригадиров, показывали, рассказывали технологию – учитесь, вот вам наглядный пример!

Такой эталонный образец настоящей бригады, чтоб, как в Калуге, на полном хозрасчете, и задумал создать Савранский.

Итак, бригада. Двадцать семь человек у Савранского. Становление коллектива, а с ним и личности – этот процесс труден, порой мучителен, хотя бы уже потому, что требует максимума внимания, чуткости, такта. Тем более что в Волгодонск устремился народ зачастую налегке – без багажа не только дорожного, но и жизненного. Двадцать шесть лет – средний возраст бригады Савранского. В начале нашего знакомства, состоявшегося два года назад, удивились: как же молодые будут работать на сложнейших станках? Удивление прошло, как только познакомились с бригадой поближе, проследили историю становления коллектива, почувствовали тот микроклимат требовательности и ответственности, который здесь царит.

Да, разные люди и по разным обстоятельствам встретились в бригаде. Одни ехали в Волгодонск в надежде поскорее наладить быт, получить квартиру, кто-то стремился к большим деньгам, кто-то ехал за славой, а кто и просто посмотреть, что это за диво – «Атоммаш». Разными были люди, их уровень – уровень профессионального мастерства, культуры, отношения к делу... А нужно было свести все это к одному знаменателю – атоммашевскому, к такому, о котором многие из двадцати семи человек и не догадывались. Да вот взять хотя бы такой факт. Из 1200 человек, которые работают на корпусном производстве, только двадцать «спецов» ранее имели опыт работы на том уникальном оборудовании, которым нашпигованы цеха «Атоммаша». В бригаде Савранского такой человек был один – Савранский.

– Становлению нашего коллектива помогли... трудности, – скажет потом бригадир.

Мы возвращаемся к событиям двухлетней давности, когда на «Атоммаше» самым призывным лозунгом был этот: «Даешь монтаж!». В то время кем только не были ребята из бригады Савранского! И такелажниками, и механиками, и слесарями, и стропальщиками, и даже бетонщиками (приходилось кое-какие фундаменты строителям помогать переделывать). Но эта работа и объединила людей – свои ведь станки монтировали! В процессе монтажа изучали их, осваивали... В напряженной работе раскрывался характер каждого. И не все были в восторге от этого напряженного труда. Двое ушли из бригады, не дождались настоящего дела. Один свое увольнение мотивировал так: зарплата мала. Другому не понравилась работа без выходных. Что ж, зарплата, пока станки не закрутились, действительно была невысокой – платили среднесдельно, но не выше двухсот рублей. У Савранского, например, в Калуге на турбинном заработок приближался к профессорскому, потому что таких специалистов, как он, раз-два – и обчелся. Но ведь уехал человек, значит, не только деньгами все мерил. И насчет выходных поначалу трудно было. Время не ждало. Сжатые сроки диктовали тот ритм и темп, которые сегодня называют атоммашевски-ми. Он и в рекордных сроках строительства гиганта атомной энергетики, и в досрочном освоении производственных мощностей, и в намеченном досрочно выпуске корпуса первого донского реактора. На «Атоммаше» родилось движение «Досрочно построим – досрочно освоим!», получившее высокую оценку Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева.

Мы разговаривали с Юрием Радченко, членом бригады, расточником пятого разряда. Когда он собрался на «Атоммаш», его, тогда молодого коммуниста, вызвали в райком партии и сказали: «С учета партийного снимать не будем!» Бесхозяйственным считали разбрасываться такими кадрами. Но Юрий настоял на своем. Что оставил он в родном Таганроге? Театр, музеи, кинотеатры... Все. Больше ему добавить было нечего.

– А работа? – спросили мы Юрия. Он сдержанно ответил:

– Нормальная была, денежная...

О работе на новом месте говорит взахлеб. И интересная, и необычная, и, словом, самая, самая... Надо сказать, у Юрия появились и другие не менее интересные ощущения от своего труда, и связаны они с бригадой.

– Раньше я работал в одиночку. И мой высокий профессионализм был только моим. Теперь мы – бригада. У нас ребята со всей страны, и, конечно, есть у кого поучиться и мне. Раньше я знал только один станок, а в бригаде с самого начала мы договорились о взаимозаменяемости. Я, можно сказать, на «Атоммаше» получаю высшее станочное образование.

Можно долго перечислять эти «раньше» и «теперь», но Юрий, смущаясь, сказал главное:

– Такое дело, которым мы сейчас занимаемся, выпадает один раз в жизни...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены