Повесть о счастливом береге

Ал Мусатов| опубликовано в номере №625, июнь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

В детской литературе мало книг, рассказывающих о жизни народов Севера. Поэтому юные читатели с особым интересом прочтут новую повесть Николая Шундика «На Севере дальнем».

Ощущением человеческой теплоты, заботы о людях, радостью творческого труда наполнены страницы, в которых рассказывается о жизни чукчей на далёкой границе нашей Родины...

До революции жизнь чукчей была крайне тяжёлой. Бесправие, произвол, голод, нищета душили народ. Американский купец Кэмби, шаман Мэнгылю, местные богатеи жестоко эксплуатировали чукчей. Но пришёл конец произволу. Бегут на Аляску купец Кэмби и шаман Мэнгылю. Угрожая оружием, они заставляют поехать с собой нескольких мужчин и женщин, разлучив их с родными.

Шли годы. На месте, где когда - то стояли четыре яранги, раскинулся большой, прекрасный посёлок. Построены дома, школа, больница, клуб. Все дети учатся, окружены заботой. Растёт и богатеет оленеводческий колхоз.

Но не все приняли новое. Брат шамана Экэчо глубоко затаил злобу. Он вредит колхозу, ворует пушнину; сыну своему Тавылю запрещает учиться, настраивает его против новой жизни. Одичалым и запуганным растёт Тавыль. Но мальчику на помощь приходят друзья, школа.

А там, за проливом томятся в неволе угнанные далеко от родины люди. Из светлого мира автор переносит читателя в мир насилия и бесправия, в мир жестокой несправедливости и угнетения. Мальчик Чочой, который родился на Аляске, теряет отца, мать. Отец замерзает в поисках пропавших оленей хозяина - мистера Кэмби. Мать умирает от голода. Мальчик остаётся один. Доведённый до отчаяния, он в лёгкой байдаре уплывает туда, к Счастливому берегу, о котором так много рассказывал ему отец. Крупные льдины, как скорлупку, расплющивают байдару Чочоя, едва успевшего выпрыгнуть на лёд. Обессиленного, его подбирает охотничий вельбот. Мальчик спасён. Он на Счастливом берегу, в Советской стране. Ласка, забота, встреча с родными возвращают к жизни Чочоя.

Мистер Кэмби, снова пытавшийся пробраться на Чукотку, пойман. Экэчо, помогавший ему, уличён.

Таков сюжет повести Н. Шундика.

В центре повести - дети, их характеры, поступки, склонности, их мечты о будущем.

Петя родился и вырос на Чукотке, всё его настоящее и будущее связано с этим народом. Целеустремлённый, настойчивый мальчик упорно вырабатывает волю, чтобы осуществить свою мечту - стать полярным путешественником, открывателем новых земель. Ну, а пока будущий полярник, исследователь учится, шалит и лучше всех ходит на руках.

Кэукай - горячий, увлекающийся мальчик. Если уж чем увлечётся, то об остальном забудет. Поэтому и учится он неровно. Кэукай хорошо рисует, мечтает быть косторезом.

Эттай - мальчик правдивый, открытый, добродушный. Это маленький хозяин. Больше, чем другие ребята, живёт он жизнью колхоза, вникает во всё, старается помочь взрослым.

Автор знает своих маленьких героев, и это помогает ему создать запоминающиеся образы. Жаль только, что образы эти несколько статичны. Причина этого, пожалуй, в вялости и однотонности жизненных ситуаций, в которых характеры героев не получают своего дальнейшего развития.

Интересно задуман образ мальчика Тавыля.

Тавыль живёт с отцом, которого никто не любит, с отцом, которого он сам подозревает в воровстве и даже бессознательно чувствует в нём врага. А ведь это его отец, и мальчик любит отца. Этот острый жизненный конфликт писатель, к сожалению, не сумел глубоко развернуть.

Хорошо в повести то, что жизнь детей, жизнь школы не отделена от жизни взрослых, от жизни колхоза. Дети - непременные участники всех событий; взрослые умело вводят их в трудовую жизнь. Всё, что происходит за стенами школы, неотделимо от детей, а каждое событие в школе является предметом внимания всего посёлка.

Запоминается образ директора школы Виктора Сергеевича Железнова. Бывший политический ссыльный, Железное остался на Чукотке, боролся за советскую власть, потом начал строить новую жизнь. Каждого его слова ждут, ему верят, на него надеются. Образ Железнова выписан с большим художественным тактом.

Говоря о повести в целом, можно сказать, что события, связанные с жизнью колхоза и школы, описаны со знанием жизни, рукой наблюдательного художника.

Вторая же часть книги, где показаны судьбы людей, заброшенных на чужбину, вызывает неудовлетворение. Внешне эта часть написана стремительнее, но события следуют одно за другим с такой поспешностью, что читатель не успевает даже уследить за ними, а не то что разобраться в них.

Здесь сказалось недостаточное проникновение писателя в материал, неглубокое обобщение отдельных жизненных явлений.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ксения

Рассказ