Здесь оживает сказка

Д Смирнов| опубликовано в номере №625, июнь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

На экране тигр. Он делает несколько шагов на зрителей и пропадает. Но вот тот же тигр появляется снова. Делает те же три-четыре шага и снова исчезает. Эта сцена повторяется пять, десять, пятнадцать раз».

- Ноги и туловище хороши! А вот морда «живёт», - раздаётся голос в темноте.

- Да! Не то! Надо проработать... В небольшом зале киностудии «Союзмультфильма» идёт просмотр и обсуждение «кусочков» рисованного фильма «Храбрый Пак». Эта картина создаётся на основе корейской сказки о могучем сыне свободолюбивого народа Паке, спасшем страну от злого дракона.

Сейчас над картиной трудятся в мультипликационном цехе.

Мультипликаторы - это художники - одушевители. Так называют их в студии. И не случайно. Это название весьма точно определяет существо их работы.

Художник - постановщик создает типы персонажей, рисует основные положения их в отдельных кадрах будущего фильма. Получаются так называемые раскадровки.

Но в фильме мы видим героев движущимися, совершающими поступки: они говорят, поют, ходят... Делать всё это их заставляют мультипликаторы и фазовщики. Переходя от рисунка к рисунку, художники меняют положения ног, рук, тела или лап, хвоста, головы... Кропотливая работа даёт плоды - люди, звери, машины приходят в движение.

Художники создают тысячи рисунков. Чтобы человек выпрямил полусогнутую руку, надо сделать от 10 до 20 рисунков. Чтобы тигр сделал три - четыре шага, надо нарисовать более 300 кадров, которые промелькнут на экране за 12 секунд. Небольшая картина, демонстрирующаяся 10 минут, состоит из 15 - 20 тысяч рисунков. Эти цифры, конечно, не могут рассказать о всей многогранной работе мультипликаторов. Она сложна. Художник должен владеть, кроме изобразительного мастерства, мастерством актёра, обладать тонким чувством ритма. Перед тем как нарисовать ту или иную сцену, он мысленно проигрывает её, а разрабатывая движения персонажей, ни на минуту не упускает из своего внимания реплики, музыку, звуки. И сколько рисунков остаётся неизвестными для зрителя! Это наброски, это неудавшиеся варианты. Их вдвое - втрое больше, чем появляется на экране. При просмотрах выясняется, что «живёт» та или иная часть изображаемого, как это случилось с тигром. Значит, в рисунках на какой - то миллиметр есть расхождение, положение черт животного отработано неточно. Нужна переделка.

В цехе трудится, много молодых мультипликаторов. Острым глазом художника обладает комсомолец Владимир Арбеков. Его рисунки всегда, отличаются чёткостью, динамичностью. Хорошо овладели мастерством мультипликатора комсомольцы Борис Чани, Владимир Данилович и другие. Они перенимают многолетний опыт у таких ведущих художников, как А. А. Беляков, Б. П. Дёжкин.

Созданием картины «Храбрый Пак» руководит вместе с режиссёром Е. Н. Райковским молодой талантливый режиссёр Владимир Дмитриевич Дегтярёв. В студию Дегтярёв пришёл сравнительно недавно - в 1948 году, - но уже завоевал прочный авторитет.

Интересна судьба художника. Любовь к изобразительному искусству привела его в художественное училище. Но продолжать образование не пришлось: началась война. На фронте Дегтярёв потерял правую руку. Казалось бы, рухнули все мечты. Но любовь к творчеству, к делу, которому Владимир решил посвятить всю жизнь, одержала победу. Ценою больших усилий Дегтярёв научился рисовать левой рукой. Он окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии и поступил в студию. Здесь Дегтярёв принимал деятельное участие в создании известных картин: '«Когда зажигаются ёлки», «Друзья - товарищи», «Сердце храбреца».

Работая над фильмом «Храбрый Пак», Дегтярев стремится как можно полнее передать в картине всю прелесть корейской сказки. Он понимает, что фильм о восточной стране должен быть ярким, богатым фантазией и в то же время реалистическим по духу, понятным для детей.

В изображении ряда явлений и сцен используются новинки мультипликационной техники - световые эффекты. Так, например, на фигурах людей и пейзаже появятся отсветы от лавы, огня. Гребень морской волны будет более прозрачным, чем ее основание. Это - серьёзное достижение советской мультипликации.

Световые эффекты будут использованы также и в другой новой картине, которую готовит студия, «Золотые руки». Это фильм - сказка о русских мастерах - умельцах. В ней рассказывается о том, как пытливые люди в отдалённые от нас времена покорили небо.

Много и упорно трудится над изобразительным решением этой картины молодой художник Александр Винокуров.

Винокуров так же, как и Дегтярёв, окончил ВГИК. Винокуров участвовал в создании фильмов «Жёлтый аист» и «Аленький цветочек». Обладая богатой фантазией и мастерством художника, Винокуров быстро вошёл в ряды ведущих работников. В этом немалую роль сыграла хорошая традиция, оберегаемая коллективом студии. Здесь внимательно следят за ростом каждого сотрудника, поддерживают живую инициативу, смело выдвигают молодёжь. Так было с Дегтярёвым, Винокуровым, Строгановой. Молодёжь повышает свою квалификацию и поэтому успешно справляется со сложными заданиями, быстро освоилась с новым делом. Успешно работают Рая Привезенкииа, Галя Андреевн, Нина Афончикова и другие.

Над созданием фильмов для детей трудится большой коллектив, начиная от сценаристов и режиссёров, кончая прорисовщиками и заливщиками. В студии работают зачинатели мультипликации. Много лет своей жизни посвятили детским рисованным фильмам режиссёры А. В. Иванов, М. С. Пащенке, И. П. Иванов - Вано, художники А. Е. Трусов, Ф. С. Хитрук и др.

Все они проникнуты одним желанием - создать яркие, интересные фильмы, помогающие воспитывать самых маленьких и самых требовательных граждан страны. Для создания рисованных фильмов часто используются сюжеты сказок, басен, фантастических произведений. Таким образом, действительность подчас отражается не непосредственно, а через иносказания, выдумку.

Недавно на экраны вышли новые фильмы: «Крашеный лис», «Ворона и лиса», «Непослушный котёнок».

Советские рисованные фильмы пользуются большой популярностью как у нас в стране, так и за рубежом, о чём свидетельствуют многочисленные письма, отклики в печати.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены