Здравствуй, Мила, незнакомая мне девушка!
Я знаю, тебе захотелось послать подарок строителям Волго-Донского судоходного канала. Но какой? Хотелось послать что-то значительное, без чего трудно жить! А ещё хотелось, чтобы этот подарок был вместе с тем и письмом к строителям. Ты взглянула на книжную полку, где стоял только что прочитанный томик, и решила послать строителям Волго-Дона любимую книгу - «Свет над землёй» Бабаевского. «Пусть книга передаст им мои мысли, поможет им в работе, научит их быть ещё сильнее», - думала ты.
Сергей Тутаринов, воин, мечтатель и строитель, поедет на Волго-Дон. Это здорово! А где же быть такому человеку, как Сергей Тутаринов, если не на Волго-Доне? Ведь ещё несколько лет назад он вместе с товарищами возводил электростанцию в своём районе, планировал новые улицы и площади в кубанских станицах, строил пруды и водоёмы на Ставропольщине, сажал первые деревья лесополос.
На титульном листе книги круглым чётким почерком ты вывела строки: «Славным строителям Волго-Донского канала...» Кинга отправилась в путь.
К кому же пришла твоя любимая книга?
... Молодой человек с задумчивыми глазами протягивает мне книгу с надписью на титуле. Иван Декин - бригадир комсомольско-молодёжной бригады скреперистов. Ему комитет комсомола первого строительного района подарил эту книгу.
- Хорошая книга, - говорит Декин, - а главное, не случайно попала она в наши руки. Мы ведь делаем то, о чём мечтал Сергей Тутаринов.
Я до войны работал шофёром в Ворошиловграде. Уголь возил. Как это там у Бабаевского о шофёрах сказано: шофёрство, мол, у нас, особенно среди молодёжи, стало самой излюбленной профессией. Верно! Правда, и скрепер не хуже. Полюбил я его. Проложим канал, поеду на другую стройку - в Среднюю Азию - скреперистом.
Разговор зашёл об опыте, накопленном его бригадой. Декин рассказал о перекрёстно-диагональном способе, применённом им и его друзьями при очистке откосов. Раньше трактор вместе со скрепером шёл продольно по откосу канала. Это затрудняло движение. Трактор испытывал перегруз, вместе с тем ковш наполовину не загружался. И вот комсомольцы бригады Декина решили вести трактор со скрепером не вдоль откоса, а по диагонали. Это сразу значительно повысило производительность труда. И пошло новшество комсомольцев из бригады в бригаду.
Молодые скреперисты Иван Декин и его верный друг - весёлый, общительный паренёк Ваня Колычев с восхищением рассказывают о новом, двадцатипятикубовом скрепере, о котором они пока ещё только читали в журнале. Очень хочется комсомольцам скорее иметь его в своей бригаде. Они уже сейчас читают книги, изучают новую технику, которая вскоре придёт.
Землекоп! Кто из нас не помнит некрасовского землекопа - со впалой грудью, измученного голодом и лихорадкой? А теперь... Смотрю я на Ивана Декина: ничего нет в нём от старого землекопа!
Мы стоим с ним около утрамбованных насыпей свежей рыжеватой земля, между которыми разместилось глубокое уже ложе магистрального канала. Прицепленный к трактору скрепер зачерпывает своим ковшом груды земли, волочит её по будущему руслу.
А вдали огибает поле лесополоса. Скрепер ведёт Ваня Колычев.
Крепко сдружились они с Декиным.
- Декина и Колычева водой не разольёшь, - говорят о них в отряде.
На первый взгляд они очень различны. Декин молчалив, угловат, рассудителен; Колычев, наоборот, словоохотлив, расторопен, у него всегда улыбающееся, приветливое лицо, веснушчатое, курносое. Он любит пошутить, сразу находит общий язык с людьми. Не случайно Колычев - редактор «Боевого листка» в отряде. Что-то есть в нём от журналиста, любящего всё время находиться на людях, слушать их, рассказывать им. Ивану Колычеву 24 года, но он имеет уже богатый жизненный опыт. Четырнадцатилетним мальчиком Колычев в начале войны работал почтальоном в одной из донских станиц. По нраву пришлась ему эта живая работа: все тебя ждут, всем ты нужен. Заходишь в дом, вручаешь тоненький треугольный конверт со штампом фронтовой почты - и в доме праздник... Затем он стал трактористом. Работал на тракторе хорошо, его премировали. Одна беда: трудно было ему заводить, трактор, рукоятка не слушалась - ростом он не вышел... Приходилось на помощь звать механика.
Прошли годы, и вот он уже сам механик. По путёвке обкома комсомола приехал на Волго-Дон. Ему предложили работу механика, но попросили немножко подождать, пока организуется новый отряд.
Но мог ли Ваня Колычев сидеть без дела? Для этого ли он ехал на Волго-Дон? И Колычев решил пойти работать скреперистом в бригаду Декина. Правда, профессия эта была ему совсем не знакома. Но на помощь пришли Декин и друзья-комсомольцы. Заботливо учили они своего нового товарища. Тогда-то и зародилась их дружба. Он скоро изучил машину, стал перевыполнять свою норму, и имя его стало известным по всей трассе канала.
- Хочу поделиться своей заветной мыслью, - говорил Иван Колычев. - Я думаю: почему бы мам, нашей комсомольско-молодёжной бригаде скреперистов, не послать письмо комсомольцам Уральского завода? У нас будет к ним просьба: приспособить бы в кабине трактора вентилятор. А то летом жарко - железо раскаляется, да и пыль в лицо. Наглотаешься её за смену. Нужно поскорее им написать, а они уж сделают.
Этот молодой паренёк-землекоп не сомневается, что на его письмо откликнется коллектив огромного завода.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.