На одной из красивейших площадей Москвы, площади Коммуны, в 1940 году был построен театр-дворец - Центральный театр Советской Армии.
... Поднимаемся с вами по парадной мраморной лестнице в зрительный зал театра. Третий звонок. Погасли огни плафона, раздвинулся занавес...
Сегодня на сцене театра идёт «Степь широкая» - пьеса молодого драматурга Н. Винникова. В спектакле показывается жизнь колхозной деревни, борьба колхозников за урожай, воспитание в людях новой, коммунистической морали. Роль колхозницы Веры Березиной исполняет молодая артистка Л. Фетисова. С момента её появления на сцене зритель неотступно следит за талантливой игрой молодой актрисы.
В образе Березиной мы видим нашего современного молодого человека, исполненного пламенной любви и преданности Родине, человека мирного, созидательного труда. Сложный и многогранный образ, созданный Фетисовой, завоёвываем симпатии зрителя и надолго сохранится в его памяти. На смотре творческой молодёжи Москвы за исполнение этой роли Л. Фетисова получила первую премию.
Людмила Фетисова - комсомолка. Окончив в 1947 году театральное училище имени Щукина, 22-летняя девушка была принята в Центральный театр Советской Армии. Занятия с педагогами, общение со старшими товарищами, учебно-экспериментальная работа в молодёжных спектаклях и отдельных сценах в сочетании с большой общественной, комсомольской работой (Л. Фетисова - секретарь комсомольской организации творческого состава) помогли ей в творческом росте и позволили занять определённое место в репертуаре театра. У актрисы широкий творческий диапазон. После роли Веры Березиной ею сыграны: белоэмигрантка Катя Беляева («На той стороне»), сестра американского капиталиста Сондра Финчли («Закон Ликурга»), лейтенант Таня Егорова («За вторым фронтом»), контрольный мастер завода Юлия («Совесть»), сотрудник советского посольства Татьяна Мальцева («Под чужим небом»).
Больших творческих успехов добились и такие молодые артисты театра, как С. Чекан, Е. Глебова. На смотре творческой молодёжи столицы им также присуждены премии.
С огромным сценическим обаянием удалось актёру С. Чекану раскрыть образ советского офицера Денисова в спектакле «На той стороне». В пьесе есть такой эпизод. Денисова посылают в тыл врага для спасения жизни товарища. Переодетый налётчиком, Денисов проникает в тюрьму, где встречается с лейтенантом Николаевой, приговорённой японскими самураями и белогвардейскими бандитами к смертной казни. Расстрел должен быть произведён в тюрьме, так как времени у врагов уже больше нет: над городом появились советские самолёты, и в предместьях идут бои. Денисов, рискуя жизнью, обезоруживает конвоира. Перед самым расстрелом Денисов ударом ноги разбивает фонарь, всё погружается в темноту, и таким образом ему удаётся спасти Николаеву. В этом небольшом эпизоде актёр Чекан сумел раскрыть великолепные моральные качества сильного, волевого русского человека: смекалку, удаль, трезвый расчёт, хитрость, ясность мысли, бесстрашие. Эти черты характера мы видим и в созданном Чеканом образе ямщика в кинофильме «Тарас Шевченко». Зрители с удовольствием будут вспоминать удалого ямщика с открытым взором, задорным, лукавым смехом, сумевшего и в тяжелейших условиях крепостной жизни сохранить великий оптимизм, веру в лучшее будущее.
За сравнительно короткий срок пребывания в театре С. Чекан сыграл ряд ролей, получивших признание и любовь зрителя.
Что же позволило молодому советскому актёру с таким успехом создавать на сцене образы офицера, дипломата (сотрудник посольства в «Под чужим небом»), матроса («Флаг адмирала») и т. д.?
Это систематическая и постоянная учёба, профессиональная и политическая; это любовь к жизни, уменье наблюдать и видеть богатство нашей многогранной советской действительности.
К числу лучших, наиболее талантливых представителей театральной молодёжи следует отнести и актрису Е. Глебову.
Воспитанница Харьковского государственного театрального института, в наш театр она поступила в 1949 году. Первой её самостоятельной работой в театре была роль лейтенанта Николаевой в спектакле «На той стороне». Сейчас Е. Глебовой поручена главная роль - Джейн Грехен - в пьесе Говарда Фаста «Тридцать серебреников».
Работа с творческой молодёжью в театре ведётся не от случая к случаю, а является одним из главнейших участков деятельности всего коллектива.
Обсуждение пьес, репетиций, спектаклей, творческие беседы о мастерстве актёра, занятия по технике речи - всё это, несомненно, способствует повышению общей культуры актёра и росту его профессионального мастерства. Периодически, два - три раза в год, устраиваются смотры самостоятельных работ молодёжи. Молодым актёрам помогают, с ними постоянно работают лауреат Сталинской премии заслуженная артистка РСФСР Л. И. Добржанская, лауреат Сталинской премии заслуженный артист РСФСР А. П. Хованский, лауреат Сталинской премии заслуженный артист РСФСР П. А. Константинов, народный артист РСФСР лауреат Сталинской премии А. Е. Хохлов, лауреат Сталинской премии А. Попов.
Именно благодаря этой помощи и вышли на «большую сцену» молодые актрисы Л. Касаткина, Г. Когтева, Л. Фетисова и другие, играющие сейчас ведущие роли в ряде спектаклей театра.
Большое значение в жизни и росте творческой молодёжи театра имеет установившееся содружество Центрального театра Советской Армии с передовым московским предприятием - заводом «Калибр». Молодёжь театра и завода устраивает совместные творческие встречи, новогодние вечера, обсуждает планы работ комсомольских организаций, проводит экскурсии, взаимно знакомится с творческой жизнью театра и производственной жизнью завода и помогает друг другу.
Результаты такого содружества наглядно видны, например, в работе театра над постановкой спектакля «Совесть». При обсуждении пьесы драматургу Ю. Чепурину было высказано много ценных замечаний, которые он учёл в работе над пьесой; актёры театра подробно знакомились с производственной жизнью коллектива завода, что помогло им создать наиболее яркую сцену в спектакле - сцену в цехе (2-й акт, 4-я картина); коллектив завода сделал для спектакля движущуюся модель трактора; работая над образом контрольного мастера завода, актриса Л. Фетисова изучала условия заводской жизни и т. д.
Размеры журнальной статьи не позволяют перечислить всех молодых способных артистов театра; достаточно сказать, что молодёжь театра составляет почти половину её творческого коллектива.
Талантливые юноши и девушки, пришедшие в театр, работают здесь вместе с прославленными мастерами сцены, упорно и много учатся. Именно они, молодые актёры, представляют собой неисчерпаемые творческие резервы. Их по праву можно назвать молодостью театра, его надеждой, источником дальнейшего роста театра.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.