Евгений Винокуров, как и многие из его сверстников, пришел в советскую поэзию с полей Великой Отечественной войны, и этот факт из биографии московского юноши лёг в основу большинства стихотворений его первой книги. Тяжесть ратного труда, перенесённые испытания в боях и походах и гордое сознание одержанной победы над врагом продиктовали поэту его песни о долге:
Я эти песни написал не сразу. Я с ними по осенней мерзлоте, С неначатыми.
по-пластунски лазал Сквозь чёрные поля на животе.
Е. Винокуров хорошо показывает новичков, впервые пришедших в армейское подразделение, следит за постепенным ростом выучки и дисциплинированности, отмечает их успехи и мягко и сердечно, уже как «ветеран», учит юношей, как нужно следить за оружием, как укладывать шинель в скатку. В стихотворении «В долгосрочный» Винокурову удалось передать большое чувство любви, пробудившееся в молодом солдате, к своим боевым друзьям, к своему подразделению, ставшему для него за годы службы как бы вторым домом.
... Распростившись с полком, солдат едет домой. Но по пути на вокзал он слышит - запела труба горниста, и так много добрых чувств и воспоминаний вызвала она в его душе, что:
... Солдат помрачнел. До платформы всего Каких-нибудь десять минут, А звуки за сердце схватили его И с места сойти не дают.
Героика войны, послевоенный быт и учёба Советской Армии, передача молодым солдатам боевого опыта старших товарищей по оружию, умение подчинить свою солдатскую жизнь требованиям воинских уставов - вот главное содержание книги «Стихи о долге». И в этом большая значимость этой книги о Советской Армии, об армии-освободительнице, стоящей на страже мирного труда советских людей, на страже мира во всём мире.
Первая книга Евгения Винокурова, бесспорно, заслуживает общей положительной оценки. Но следует отметить в ней и некоторые недостатки.
Описывая армейский быт, трудные переходы, железную дисциплину в армии, поэт нередко увлекается, и то, что просто трудно, начинает у него порой выглядеть тяжёлым, «суровые книги» воинских уставов кое-где нарисованы слишком суровыми. Но ведь речь идёт о Советской Армии, а в ней, как известно, твёрдая дисциплина основана на высокой сознательности бойцов, на глубоком понимании ими своего воинского, гражданского долга.
В некоторых солдатских стихах поэта нет необходимой окрылённости, нужных обобщений.
В одном из стихотворений Е. Винокуров как бы в осуждение неким поэтам говорит о том, что они, эти поэты, «пока сердце есть, чтобы песни петь», будут «писать про юность много-много лет», и, обращаясь к настоящему поэту «грозных дней», к поэту «в ушанке серой», призывает:
... Ты встань сейчас и расскажи потомкам,
Как в юности средь воющих снегов
Ты мёрз в полях, как в бой ходил, о том, как
Колол штыком и не писал стихов.
Это не совсем правильное ощущение нашей поэзии и нашей армии. Советских солдат не покидала поэзия и в грозные дни войны: у нас к штыку приравнено перо. Во время войны писали стихи и сами солдаты, и большая духовная жизнь характерна для советских людей в любых условиях, в любых испытаниях. В этом сила нашей армии, нашего советского общества.
Излишний «бытовизм» солдатских стихов Е. Винокурова, их «заземлённость»
помешали поэту сказать в полный голос о всемирно-историческом, международном значении одержанной нами победы над фашизмом и о той роли, которую теперь играет мощь Советской Армии в борьбе народов за мир.
Воспитательное значение советской литературы чрезвычайно велико, и поэтому тем выше должно быть у советских писателей и поэтов чувство ответственности перед своими читателями. Об этом неустанно напоминает нам наша партия.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.