Императрица Мария Федоровна была в таком восхищении от подарка, что Фаберже получил приказ изготавливать по пасхальному яйцу ежегодно, причем единственным условием ставилось то, что изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря два яйца - одно вдовствующей императрице-матери, второе - супруге Александре Федоровне, молодой императрице.
Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из них сохранились (так что говорить, что автор всех яиц лично сам Карл Фаберже, не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Колин и другие ювелиры. Среди наиболее известных драгоценных безделушек можно отметить «Херувим и колесница» - малахитовое яйцо с каретой, оленями и тремя херувимами внутри (1888 год), и «Часы с синей змеей», выполненное в традициях севрского фарфора, - неподвижная змея служит стрелкой (1887 год).
Серия императорских пасхальных яиц пользовалась такой громкой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для нескольких частных заказчиков. Среди них - серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Остальные известные восемь яиц Фаберже были выполнены на заказ для Феликса Юсупова, женатого на племяннице императора, семейства Ротшильдов, герцогини Мальборо и еще нескольких неустановленных лиц. Они не такие роскошные, как императорские, не являются оригинальными, зачастую повторяя образец, придуманный для царских подарков, и не так уж баснословно дороги по стоимости использованных в них материалов, но виртуозно выполненные, с особой любовью и фантазией, они становились прекрасным сюрпризом.
Мало кто знает, что были и другие пасхальные яйца работы Фаберже. Как правило, их изготовляли из серебра и украшали гравировкой. Размер такого изделия обычно не превышал ягоды вишни или крыжовника. На фирме вовсе не стремились сделать украшение как можно более дорогим за счет использования огромного количества благородных металлов и драгоценных камней, а, наоборот, старались из простых и более дешевых материалов создать шедевр, настоящее произведение искусства.
Фаберже в интервью говорил газетным репортерам:
- Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как «Тиффани», «Бушерон», «Картье», то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 миллиона рублей (примерно 65 миллионов долларов в сегодняшних ценах). Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга.
Многие западные ювелиры и торговцы антиквариатом предлагали Фаберже продавать свою продукцию без фирменного клейма, мотивируя это предложение тем, что «клеймо Фаберже само по себе привлекает покупателей, а это мешает честной конкуренции». Однако Фаберже только посмеивались:
- Кто вам мешает создать такую же репутацию собственному клейму?
Фирма ни разу не нарушила обычая, продолжая выпускать эксклюзивные изделия, покорившие практически весь мир. «Правила игры» нарушали «честные конкуренты», изготавливавшие фальшивые клейма Фаберже.
Помимо пасхальных подарков, фирмой и для других случаев часто использовалась православная символика, иногда в старорусском стиле. Декоративные, роскошно украшенные кокошники, дорогая посуда, оклады для икон и кресты — все это было идеально стилизовано под предметы XII-XV веков.
Фаберже поступало великое множество заказов на дипломатические подарки и разного рода высочайшие подношения.
Во время Первой мировой войны Фаберже переквалифицировал свои мастерские на востребованные заказы военного времени. Фирма выпускала посуду и коробочки для табака, части военных приборов и даже гранаты. Надо отметить, что к этим изделиям мастера подходили с не меньшей тщательностью исполнения, чем к украшениям из драгоценных камней.
Товарищество Фаберже, по понятным причинам, прекратило свою деятельность в России в 1918 году. В сентябре 1918 года, не без оснований опасаясь ареста, Карл Фаберже нелегально покинул Петроград под видом курьера одного из иностранных посольств, и поездом уехал за границу - в Ригу. Но вскоре после этого Прибалтика перестала быть безопасной, и ему пришлось бежать дальше на Запад - в Германию. Он поселился в Берлине, но и там началась революция. Тогда он уехал в Швейцарию.
Карл Фаберже так и не оправился после потрясших его жизнь событий. В это время он часто повторял: «жизни больше нет». Несмотря на 70-летний возраст, в эмиграции он очень страдал от невозможности заниматься любимым делом. К тому же у него начались частые сердечные приступы, которые и привели к смерти известного ювелира. Фаберже умер в городе Лозанна утром 24 сентября 1920 года.
Фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе были национализированы. В Петрограде в руки большевиков попали практически все запасы драгоценных металлов, камней и уже готовых изделий, при этом владельцам не было выплачено никакой компенсации. Спасти от национализации удалось лишь маленькую долю изделий, которые Евгений Фаберже незадолго до революции вывез в Финляндию на продажу, но продать не успел.
Карл Фаберже вырастил четверых сыновей, и все они продолжили его дело, но судьба разбросала их по разным странам, и возродить славу и традиции знаменитой фамилии им уже не удалось.
Агафон Карлович Фаберже первоначально надеялся на то, что ему удастся сохранить фирму в России. В 1922 году он был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком и пробыл в этой должности до 1927 года, с горечью наблюдая за тем, как бесценные сокровища буквально за гроши уплывают за границу.
Большевики свободно распоряжались конфискованным имуществом — так, английский ювелир Эмануил Сноумэн вспоминал, что в период с 1925 по 1939 годы он регулярно приобретал у советского государственного торгового агента большое количество изделий Фаберже, в том числе шесть пасхальных яиц, прямо в бывшем магазине Карла Фаберже на Большой Морской.
В 1927 году Агафон Карлович вместе с женой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предварительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Семья оказалась в крайней бедности. Они поселились в купленном и перестроенном четырехэтажном доме в Хельсинки. Жили за счет продажи богатейшей коллекции марок, и Агафон Карлович даже не пытался заниматься ювелирным делом.
Второй сын, Александр, в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса, но почти немедленно эмигрировал в Париж, где работал на фирме «Фаберже и К» вместе с младшим братом Евгением, который присоединился к нему в эмиграции в 1923 году. Братья торговали старой продукцией фирмы, которую удалось сохранить. Попытки разрабатывать и производить что-то новое были не очень удачными. Во всяком случае, до известных во всем мире изделий, созданных под руководством Карла Фаберже, им было далеко.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
25 июля 1980 года ушел из жизни Владимир Семенович Высоцкий
27 декабря 1761 года родился Михаил Барклай-де-Толли
27 октября 1855 года родился Иван Владимирович Мичурин