Поставщики Высочайшего двора

Светлана Бестужева-Лада|25 Сентября 2014, 12:50| опубликовано в номере №1799, сентябрь 2014
  • В закладки
  • Вставить в блог

Самый младший из братьев – Николай - художник по ювелирным изделиям, учился у американского художника Сэржанта в Англии. С 1906 года он постоянно проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже, но особых успехов не достиг.

Формально деятельность династии Фаберже прекратилась вместе со смертью последнего из семьи, работавшего под этой маркой, Евгения Карловича Фаберже. К сожалению, наследникам знаменитого Карла Фаберже не удалось достойно продолжить его дело.

В настоящее время изделия Фаберже разбросаны по музеям всего мира, многие находятся в частных коллекциях. Творчество мастеров фирмы тщательно изучается специалистами, постигающими секреты Фаберже, некоторые из которых удивляют ювелиров и в наши дни.

В 2009 году в Баден-Бадене российским коллекционером Александром Ивановым был открыт Музей Фаберже. Экспозиция включает более 700 экспонатов, в том числе ювелирные изделия, коллекцию портсигаров, фигурок животных и изделий повседневного спроса. Самым дорогим приобретением музея считается купленное в 2007 году за 9 миллионов британских фунтов яйцо, созданное ювелиром в подарок барону Ротшильду в честь его помолвки в 1902 году.

Музей Фаберже купил за миллион долларов композицию с огурцом, водкой и газетой, изготовленную в 1905 году. Это - уникальный натюрморт из камня, на котором разложены яичница, гранёный стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренная папироса. Он выполнен из самых дорогих материалов: кирпич выточен из яшмы, белок  - из белого камня, желток - из янтаря, газета, рыбки-закуска и мухи - из серебра, стакан и его содержимое  - из хрусталя, а окурок - из хрусталя и кварца.

Выбор газеты в произведении Фаберже неслучаен: это точная копия «Ведомостей Санкт-Петербургского градоначальства» от 18 октября 1905 года с текстом Высочайшего Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанного 17 октября Николаем II.

«Это произведение является одним из самых интересных из когда-либо созданных Фаберже, - прокомментировал приобретение основатель музея Александр Иванов. - Фаберже не сделал более ничего подобного, и, тем не менее, он, конечно, попал в авангард, тонко чувствуя революционные настроения того времени».

В момент создания эта работа являлась, скорее, курьезным экспериментом в области крайнего натурализма, да еще и с политическим подтекстом, сегодня же она странным образом напоминает некоторые работы современных художников.

Курьезов в работе фирмы вообще было немало. Например, сзади одного образка требовалось выгравировать молитву «Отче наш». Нарисовав шрифт первых слов, Карл Фаберже написал: «и так дальше». Рабочий- гравёр вместо полного текста молитвы так и выгравировал согласно рисунку: «Отче наш и так дальше».

- Вот ведь, - заметил Фаберже - не додумались же до этого наши попы - до такого простого сокращения времени службы.

Практически совершенно забыто, что фирма Фаберже специализировалась и на камнерезных работах. Правда, до 1908 года камнерезное дело играло второстепенную роль в производст­ве фирмы. Предметы из полудрагоценных сибирских и иных каменных пород служили объектами для оправ, фоном для ажурных золотых и серебряных работ. Преобладали мелкие предметы, как то: табакерки, набалдашники, печа­ти, рамки. Иногда оправлялись и более крупные вещи: декоративные вазы, часы, чернильницы и лампы. Все возрастающее применение камня в ювелирных  золотых и серебряных изделиях заставили фирму открыть особую мастерскую.

Самыми популярными были нефрит, яшма, малахит, кварц, змеевик, лазурит и горный хрусталь, который применялся в разнообразных работах с резьбою и гравировкой. Оправы его богато украшались эмалью и драгоценными камня­ми, а хрупкость хрусталя требовала от мастера особого искусства. Так как горный хрусталь не выно­сит ни малейшего нагревания, оправы его никогда не спаивались даже оловом, а собирались заклепками и иными способами.

Большой популярностью пользовались и произведения, исполненные исключительно из камня и не требующие оправ: вазы, столы, канделябры, часы, табакерки, беско­нечное количество крупных и мелких предметов и безделушек. Но не менее популярны были миниатюрные изображения животных и людей, которые охотно раскупались до последних дней существования фирмы в виде подарков, к тому же многие эти фигурки коллекционировали, в том числе, и высокопоставленные лица. Часто миниатюрные скульптуры были портретами любимых собачек, мосек, попугаев, например, любимый французский бульдог артистки балета, исполненный по заказу великого князя Алексея Александровича, или любимые голуби английского короля Эдуарда, и много других животных.

Кроме вышеупомянутых фигурок, фирма изготавливала эмалевые цветы с нефритовыми листьями. Особенно удачны были изображения одуван­чиков, пушок которых был натуральным и укреплен на золотом волоске ма­леньким алмазом. Блестящие точки алмазов среди белого пушка производили прекрасное впечатление и отдаляли искусственный цветок от слишком близко­го подражания природе.

Из белого кварца были выполнены нарциссы, жасмин, ветки белой сире­ни, гиацинты; из родонита, кварца, сердолика, агата - душистый горошек и другие цветы; листья исполнены преимущественно из нефрита, иногда из зеле­ной яшмы или кварца. Цветы иной раз вставлялись в стаканчик из горного хрусталя, наполовину полый, чтобы цветок казался в воде, иногда в горшочке из сургучной яшмы. Особенно удачной была целая серия карлико­вых кактусов с цветами. Большая часть этих работ была приобретена великой княгиней Марией Павловной или поднесена ей приближенными лицами. Стоимость изготовления этих цветов была очень значительна и, смотря по сложности цветов, доходила до несколь­ких тысяч рублей.

И, наконец, нефритовый венок работы Фаберже был возложен на гробницу шведского короля Оска­ра II. Лавровые и дубовые ветки венка укреплены на черной мраморной доске.

 

P.S. Ювелирный дом Фаберже, прекративший свое существование после Октябрьской революции, сегодня возрождается и вновь приступает к выпуску знаменитых пасхальных яиц. Компания начала производство с выпуска серии Les Fameux de Fabergе, состоящей из 12 подвесок в форме яйца стоимостью от $100 000 до $600 000. Дизайн этих подвесок, количество которых соответствует количеству месяцев в году, отражает русские поговорки. К примеру, среди выпущенных подвесок есть Хайтек-яйцо («Человек сам кузнец своего счастья»), Мозаичное яйцо («Старая любовь не ржавеет») и так далее. Будут выпускаться и более доступные украшения стоимостью от $4 000, что в несколько десятков раз дороже яиц исторических.

- Прежде всего, нам следовало закрепиться в мире высокого ювелирного искусства, где под видом изделий Фаберже продавали все более и более вопиющие подделки, – приводит «The Economic Times» слова директора по маркетингу Катарины Флор.

Следует отметить, что после революции наследники знаменитого бренда  продали торговую марку, которая долго переходила из рук в руки  и, в конце концов, перестала ассоциироваться с драгоценностями, превратившись  в название дешевых духов.  В 2007 году южноафриканский бизнесмен Брайан Гилбертсон купил бренд за 38 миллионов долларов. Первые два года марка выпускала драгоценности, теперь же решено вернуться к истокам и заняться пасхальными яйцами.

 

 

 

 



  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Один из первых

22 января 1898 родился Сергей Эйзенштейн

О, сад ночной…

17 марта 1856 года родился Михаил Александрович Врубель