Поставщики Высочайшего двора

Светлана Бестужева-Лада|25 Сентября 2014, 12:50| опубликовано в номере №1799, сентябрь 2014
  • В закладки
  • Вставить в блог

Самый младший из братьев – Николай - художник по ювелирным изделиям, учился у американского художника Сэржанта в Англии. С 1906 года он постоянно проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже, но особых успехов не достиг.

Формально деятельность династии Фаберже прекратилась вместе со смертью последнего из семьи, работавшего под этой маркой, Евгения Карловича Фаберже. К сожалению, наследникам знаменитого Карла Фаберже не удалось достойно продолжить его дело.

В настоящее время изделия Фаберже разбросаны по музеям всего мира, многие находятся в частных коллекциях. Творчество мастеров фирмы тщательно изучается специалистами, постигающими секреты Фаберже, некоторые из которых удивляют ювелиров и в наши дни.

В 2009 году в Баден-Бадене российским коллекционером Александром Ивановым был открыт Музей Фаберже. Экспозиция включает более 700 экспонатов, в том числе ювелирные изделия, коллекцию портсигаров, фигурок животных и изделий повседневного спроса. Самым дорогим приобретением музея считается купленное в 2007 году за 9 миллионов британских фунтов яйцо, созданное ювелиром в подарок барону Ротшильду в честь его помолвки в 1902 году.

Музей Фаберже купил за миллион долларов композицию с огурцом, водкой и газетой, изготовленную в 1905 году. Это - уникальный натюрморт из камня, на котором разложены яичница, гранёный стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренная папироса. Он выполнен из самых дорогих материалов: кирпич выточен из яшмы, белок  - из белого камня, желток - из янтаря, газета, рыбки-закуска и мухи - из серебра, стакан и его содержимое  - из хрусталя, а окурок - из хрусталя и кварца.

Выбор газеты в произведении Фаберже неслучаен: это точная копия «Ведомостей Санкт-Петербургского градоначальства» от 18 октября 1905 года с текстом Высочайшего Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанного 17 октября Николаем II.

«Это произведение является одним из самых интересных из когда-либо созданных Фаберже, - прокомментировал приобретение основатель музея Александр Иванов. - Фаберже не сделал более ничего подобного, и, тем не менее, он, конечно, попал в авангард, тонко чувствуя революционные настроения того времени».

В момент создания эта работа являлась, скорее, курьезным экспериментом в области крайнего натурализма, да еще и с политическим подтекстом, сегодня же она странным образом напоминает некоторые работы современных художников.

Курьезов в работе фирмы вообще было немало. Например, сзади одного образка требовалось выгравировать молитву «Отче наш». Нарисовав шрифт первых слов, Карл Фаберже написал: «и так дальше». Рабочий- гравёр вместо полного текста молитвы так и выгравировал согласно рисунку: «Отче наш и так дальше».

- Вот ведь, - заметил Фаберже - не додумались же до этого наши попы - до такого простого сокращения времени службы.

Практически совершенно забыто, что фирма Фаберже специализировалась и на камнерезных работах. Правда, до 1908 года камнерезное дело играло второстепенную роль в производст­ве фирмы. Предметы из полудрагоценных сибирских и иных каменных пород служили объектами для оправ, фоном для ажурных золотых и серебряных работ. Преобладали мелкие предметы, как то: табакерки, набалдашники, печа­ти, рамки. Иногда оправлялись и более крупные вещи: декоративные вазы, часы, чернильницы и лампы. Все возрастающее применение камня в ювелирных  золотых и серебряных изделиях заставили фирму открыть особую мастерскую.

Самыми популярными были нефрит, яшма, малахит, кварц, змеевик, лазурит и горный хрусталь, который применялся в разнообразных работах с резьбою и гравировкой. Оправы его богато украшались эмалью и драгоценными камня­ми, а хрупкость хрусталя требовала от мастера особого искусства. Так как горный хрусталь не выно­сит ни малейшего нагревания, оправы его никогда не спаивались даже оловом, а собирались заклепками и иными способами.

Большой популярностью пользовались и произведения, исполненные исключительно из камня и не требующие оправ: вазы, столы, канделябры, часы, табакерки, беско­нечное количество крупных и мелких предметов и безделушек. Но не менее популярны были миниатюрные изображения животных и людей, которые охотно раскупались до последних дней существования фирмы в виде подарков, к тому же многие эти фигурки коллекционировали, в том числе, и высокопоставленные лица. Часто миниатюрные скульптуры были портретами любимых собачек, мосек, попугаев, например, любимый французский бульдог артистки балета, исполненный по заказу великого князя Алексея Александровича, или любимые голуби английского короля Эдуарда, и много других животных.

Кроме вышеупомянутых фигурок, фирма изготавливала эмалевые цветы с нефритовыми листьями. Особенно удачны были изображения одуван­чиков, пушок которых был натуральным и укреплен на золотом волоске ма­леньким алмазом. Блестящие точки алмазов среди белого пушка производили прекрасное впечатление и отдаляли искусственный цветок от слишком близко­го подражания природе.

Из белого кварца были выполнены нарциссы, жасмин, ветки белой сире­ни, гиацинты; из родонита, кварца, сердолика, агата - душистый горошек и другие цветы; листья исполнены преимущественно из нефрита, иногда из зеле­ной яшмы или кварца. Цветы иной раз вставлялись в стаканчик из горного хрусталя, наполовину полый, чтобы цветок казался в воде, иногда в горшочке из сургучной яшмы. Особенно удачной была целая серия карлико­вых кактусов с цветами. Большая часть этих работ была приобретена великой княгиней Марией Павловной или поднесена ей приближенными лицами. Стоимость изготовления этих цветов была очень значительна и, смотря по сложности цветов, доходила до несколь­ких тысяч рублей.

И, наконец, нефритовый венок работы Фаберже был возложен на гробницу шведского короля Оска­ра II. Лавровые и дубовые ветки венка укреплены на черной мраморной доске.

 

P.S. Ювелирный дом Фаберже, прекративший свое существование после Октябрьской революции, сегодня возрождается и вновь приступает к выпуску знаменитых пасхальных яиц. Компания начала производство с выпуска серии Les Fameux de Fabergе, состоящей из 12 подвесок в форме яйца стоимостью от $100 000 до $600 000. Дизайн этих подвесок, количество которых соответствует количеству месяцев в году, отражает русские поговорки. К примеру, среди выпущенных подвесок есть Хайтек-яйцо («Человек сам кузнец своего счастья»), Мозаичное яйцо («Старая любовь не ржавеет») и так далее. Будут выпускаться и более доступные украшения стоимостью от $4 000, что в несколько десятков раз дороже яиц исторических.

- Прежде всего, нам следовало закрепиться в мире высокого ювелирного искусства, где под видом изделий Фаберже продавали все более и более вопиющие подделки, – приводит «The Economic Times» слова директора по маркетингу Катарины Флор.

Следует отметить, что после революции наследники знаменитого бренда  продали торговую марку, которая долго переходила из рук в руки  и, в конце концов, перестала ассоциироваться с драгоценностями, превратившись  в название дешевых духов.  В 2007 году южноафриканский бизнесмен Брайан Гилбертсон купил бренд за 38 миллионов долларов. Первые два года марка выпускала драгоценности, теперь же решено вернуться к истокам и заняться пасхальными яйцами.

 

 

 

 



  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о талантливейшем полководце вице-адмирале Федоре Федоровиче Ушакове, о жизни и творчестве Эриха Марии Ремарка, о незаслуженно забытом легендарном сыщике Иване Дмитриевиче Путилине, о прекрасном советском  актере Борисе Бабочкине, окончание детектива Елены Колчак «Смерть в «Замке» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Освобожденный талант

24 марта 1874 г. родился Гарри Гудини

"Лунная ночь на Днепре"

27 января 1841 года родился Архип Иванович Куинджи

После просмотра фильма "Высоцкий..."

25 июля 1980 года ушел из жизни Владимир Семенович Высоцкий