– Алло, 714-й, – произнес он. – Говорит Ванкувер. Меня зовут Поль Трелливен. Я старший пилот авиакомпании «Кросс-Канада». Я должен буду помочь вам вести самолет. Главное, не очень беспокоиться. Со мной говорит Джордж Спенсер, не так ли? Я бы хотел услышать немного подробнее о вашем летном опыте. Говорите, Джордж.
Позади него нервно подергивалось лицо бедняги Бёрдека.
У Спенсера пересохло в горле, и он едва мог говорить. Наконец он откашлялся.
– Алло, Ванкувер. Говорит 714-й. Рад приветствовать вас, капитан. Но только с самого начала давайте не будем играть в прятки. Мы оба прекрасно осознаем возникшую ситуацию. Весь мой опыт полностью сводится только к вождению одномоторных самолетов типа «Спитфайр» и «Мустанг». Налетал я, наверное, всего около тысячи часов. Но это было тринадцать лет назад. С тех пор я не прикасался к самолетам. Вы, я надеюсь, понимаете, что это значит? Конец.
– Ничего, Джордж, это то же самое, как с ездой на велосипеде – вы уже никогда не разучитесь. Не отключайтесь, хорошо?
В диспетчерской Ванкувера Трелливен выключил микрофон. Руководитель полетов протянул ему бумагу.
– Постарайтесь вывести его на этот курс, – сказал он. – От ВВС только что получены данные радиолокационной проводки. – Помедлив немного, добавил: – Этот парень здорово держится.
– Что ему еще остается, – отметил не без сочувствия Трелливен. – Мы должны внушить ему веру в свои силы. Иначе невозможно будет что-либо сделать. Какая бы неожиданность ни случилась, главное, чтобы у него не сдали нервы.
Потом Трелливен обратился к радисту:
– Ну, продолжим. Только будьте предельно внимательны, чтобы не потерять его в эфире. Иначе у него моментально возникнут какие-нибудь осложнения, и тогда может случиться так, что ничего уже нельзя будет исправить.
Трелливен снова включил микрофон.
– Вызываем 714-й. Говорит Трелливен. Вы продолжаете лететь с автопилотом, верно?
– Да, капитан, – последовал ответ.
– Хорошо, Джордж. Через минуту вы отключите его, чтобы самому почувствовать машину. После небольшой практики вам предстоит изменить немного курс. Но выслушайте меня очень внимательно, прежде чем приступите к этому. Когда вы возьмете рычаги управления, они вам покажутся неподатливыми и не такими чувствительными, как на истребителе. Но пусть вас это не смущает. Так и должно быть. У вас в воздухе такая машина, что держать ее надо крепко. Все время следите за скоростью, она должна быть не меньше 120 узлов, пока не выпущены шасси и закрылки, иначе самолет может войти в штопор. Я повторяю: будьте всегда совершенно уверены, что скорость полета у вас не ниже 120 узлов. Теперь вот еще что. Есть у вас кто-нибудь, кто бы мог взять на себя радиосвязь, чтобы вы могли заниматься только управлением?
– Да, Ванкувер. Здесь со мной стюардесса. Она сейчас с вами поговорит. Давайте. Джанет.
– Алло, Ванкувер. Говорит стюардесса Джанет Бенсон.
– А, это ты, Джанет, – сказал Трелливен. – Ну, я бы везде узнал твой голос. Ты будешь передавать Джорджу все, что я скажу, хорошо? Так-то. Прежде всего, Джанет, следите все время за показателем скорости. Помните, что только скорость держит самолет в воздухе. Если она слишком снизится, то самолет начнет падать. Поэтому если на указателе скорость полета будет меньше 120 узлов, тут же говори об этом Джорджу. Ясно, Джанет?
– Да, капитан. Я поняла.
– Теперь передавай Джорджу. То, что вы сейчас будете делать, производите медленно и без резких движений. Вы должны сейчас отключить автопилот – переключатель ясно помечен на штурвале. Теперь сами возьмите управление самолетом, удерживая его все время в горизонтальном полете и на постоянной скорости. Стрелка вариометра должна стоять все время на нуле. Ясно? Ну, начинайте.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.