Какое-то странное ощущение, близкое к неуверенности, преследовало меня по пути на спектакль театра моды «Стиль». Конечно, возможности театра безграничны, – но как соединить драматургию с показом одежды? Подумалось: наверно, одно будет невыразительной тенью другого...
Театр моды «Стиль» обосновался в помещении рабочего клуба московского опытного завода «Красная Пресня». Концерт, показ или представление (пока еще трудно с выбором точного термина) было назначено на восемь часов вечера. За полчаса до начала в тесноватом фойе заводского клуба стал заметно прибывать зритель: в основном молодежь – кто еще так внимательно следит за модой и ее капризами?
Конферансье Юрий Аргеев после ненавязчивого и остроумного вступления объявляет первую коллекцию: «Ретро». Под медленное танго артисты-манекенщики разыгрывают небольшие сценки из жизни того времени, к которому принадлежат демонстрируемые костюмы. Каждый образ: будь, то незадачливый влюбленный или Любительница чарльстона – четко «подыгрывает» костюмам. А они, в свою очередь, должны показать зрителю: «ретро» не устарело, в рамках этого стиля возможен поиск современных силуэтов одежды.
Подумаем: так ли уж нужно стремиться-быть одетым модно? Не получается ли в результате одинаково модно: короткая курточка, джинсы, и, конечно, кроссовки – господствующий сегодня молодежный стиль. А не берут ли здесь свое начало безвкусица, безликость? Руководитель единственного у нас в стране самодеятельного театра моды «Стиль», художник-модельер Раф Сардаров и его единомышленники задались целью показать именно сценически, как положить в основу создания гардероба современного человека простоту, красоту, удобство.
...В 1979 году Рафа Сардарова пригласили в Московский энергетический институт помочь сделать костюмы для диско-группы. К этому времени в его костюмах «работали» многие артисты эстрады.
– Я добросовестно посещал все репетиции, – вспоминает Раф Сардаров. – Для ритм-группы ЭМИ поставил костюмы, сшиты которые были из очень простых тканей и вполне соответствовали обстановке праздника и веселья. Так уж случилось, что впервые я увидел эти костюмы в день премьеры... И понял: произошла самая настоящая катастрофа! Ребята из общежития пришли на дискотеку кто в чем: кто в тапочках, кто в тренировочных брюках, кто в видавших виды джинсах, в синтетических курточках, – словом, кто во что горазд. А буквально в двух шагах от них (так было задумано) – девушки в гриме, блёстках, сверкающих пелеринах... Они и должны были «заводить» публику. Но контакта не получилось.
Раф впервые так остро ощутил тот психологический барьер, который неожиданно возник по «вине» его костюма. И тогда пришла мысль придумать, оформить и поставить представление, где бы главным действующим лицом стал костюм.
...Однажды в «домашнем архиве» у нынешнего ведущего и администратора театра Юрия Аргеева в одном из древних сундуков ребята обнаружили прекрасно сохранившиеся уникальные старинные платья, шляпки, трости, веер, зонт. Самые нетерпеливые тут же стали примерять, бережно разглаживая складки времен. Несколько раз устраивались домашние представления, на которые приходили друзья, знакомые. Все чаще слышался недоуменный вопрос: «А почему бы вам это не показать?» Тогда ребята отважились создать театр. Подчеркнем: самодеятельный.
Самодеятельные актеры – к этому мы привыкли. Но манекенщики-непрофессионалы?!
– Принцип отбора в наги театр моды «Стиль»? – отвечает на мой вопрос Сардаров. – Прежде всего необязательно иметь фактуру манекенщицы. Можно быть высокой, низкой, полной, худенькой. Любой человек может и должен быть красивым. Главным принципом для нас является всё-таки показ возможностей костюма. Поэтому мы боимся перегрузить представление сценическим действием и не стремимся дать больше динамики. Мы показываем не моду в бытовом ее назначении, а именно, повторяю, возможности костюма.
Постепенно, в результате поиска, промахов и находок у театра моды выработался свой, вполне определенный стиль показа одежды. Так, как двигаются на сцене девушки из «Стиля», профессиональные манекенщицы на подиуме не ходят. Впрочем, не двигаются так и танцовщицы. По хореографии воспитанницы Рафа Сардарова занимают, видимо, промежуточное положение между манекенщицами и танцовщицами-профессионалами.
Как правило, один материал – одна коллекция. Хлопок – «главное действующее лицо» в коллекции «Летом». Модельер демонстрирует нам вначале самую разнообразную форму костюма, затем к «чистой» форме примешивается красный цвет, потом добавляется черный, цветные аксессуары, цветы. Таким образом, наглядно и динамично доказываются практически неисчерпаемые возможности одного материала, одного цвета.
– Обычно мы берем одну дешевую и свободно продающуюся в магазине ткань, – поясняет Сардаров. – Самое интересное, что мимо нее, я сам видел, проходят толпы людей и не замечают!
В «Стиле» в основном разрабатывают одежду для отдыха, одежду фантазийного направления, сшитую из облегченных тканей, купленных в обычных магазинах... Случалось, что некоторые старые вещи ребята переделывали с помощью аппликаций, перекраски, то есть чисто по-житейски.
Те, кого объединил театр моды «Стиль», понимают, что эффектно пройтись по сцене, «пофорсить» – только та часть айсберга, которая видна над водой. «Стиль» – прежде всего множество профессий. Нужно быть художником-гримером, фотохудожником, делать украшения, цветы или шить, гладить, стирать, делать прически. Человек, посвятивший себя театру моды, всегда увлечен общим делом, чуткий и обязательно веселый товарищ и, конечно же, обладает задатками творческой личности.
За три года существования театра моды «Стиль» у Рафа Сардарова уже сложилась, как признают сами ребята, довольно жесткая школа воспитания актера, и не все ее выдерживают, зато самые увлеченные и преданные делу остаются.
Среди старожилов театра: Нина Климовская – профессиональный художник-модельер; Виктор Тулаев – электрик по специальности, выполняет административную работу, а недавно стал еще и манекенщиком; Люда Анисимова – пришла в театр после швейного ПТУ. Пришла только ради того, чтобы шить. Постепенно с ней начали заниматься хореографией, она научилась гримироваться, двигаться, «лепить» образ. И теперь – на сцене.
...Коллекция «Павлово-Посад» – одна из самых ярких и веселых. Настоящий праздник цвета, музыки и гармонии. Незамысловатый сюжет, построенный на мотивах русского фольклора, позволяет в полной мере раскрыть замысел художника-модельера. Драматургия показов, видимо, будет искать свои, специфические в данном случае формы и содержание. Однако более серьезная драматургия, безусловно, потребует от участников и больших актерских способностей. В ближайших планах театра моды «Стиль» – занятия по актерскому мастерству.
– Если говорить о перспективах, – говорит Раф Сардаров, – то хотелось бы, чтобы жанр, который мы избрали – театрализованный показ неисчерпаемых возможностей костюма, – укрепился, получил признание и чтобы его узнавали. Очень хочется, чтобы зритель знал и понимал, что мы ему показываем, и, не скрою, хотелось бы, чтобы зритель ждал этого. Мечтаем создать спектакль «Сотворение моды», когда от самой древности человек начинает думать об одежде, украшать себя, постепенно проявляя свой вкус...
Ребята по крупицам собирают литературу, которая хоть как-то может помочь им в дальнейшей работе. Они гордятся своими журналами мод за 1924 – 1925 – 1926 годы, предвоенными журналами, откуда в основном черпали сведения для коллекции «Ретро». Как к самым дорогим реликвиям относятся в театре к старинным изображениям костюмов народов Поволжья...
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.