Поражение мистера Хауссона

Василий Ардаматский| опубликовано в номере №756, ноябрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

- А вы не считали бы полезным, чтобы здесь оказалась та немецкая девушка, с которой дружил Кованьков?

- Нет. Он ей уже не верит. А для нас она просто опасна. В свое время мы убедили ее, что отец жив и находится здесь. Это помогло нам изъять Кованькова. А отца, разумеется, в живых нет. Потом, она наверняка находится под наблюдением советской разведки.

- Жаль, - тихо произнес Субботин, думая в это время о том, что Рената Целлер, значит, рассказала правду.

31

Ежедневно Субботин продолжал беседы с Кованьковым, во время которых незаметно для Хауссона был разработан смелый план.

Лейтенант поломался еще неделю, а затем согласился сделать все, что предлагал майор Хауссон. Да, он зачитает на пресс - конференции заявление, которое ему приготовят. Да, он ответит на вопросы, инспирированные тем же Хауссоном.

Пресс - конференция была назначена на пятницу. В четверг майор Хауссон провел репетицию, собрав для этого всех своих сотрудников. На репетиции Кованьков держался прекрасно. Субботин с восторгом смотрел, как искусно играл он роль советского офицера, который разочаровался в коммунизме, но никак не в своей Родине. Именно эту формулу раскаяния Кованьков потребовал занести в заявление. И это требование, между прочим, весьма содействовало достоверности поведения лейтенанта.

Для пресс - конференции был снят большой зал Делового клуба. Его заполнили около двухсот корреспондентов, представлявших печать и радио всего мира. Добрый десяток кинооператоров ждал героя пресс - конференции. Видно было, что Хауссон как следует разжег любопытство журналистов...

На сцене появились Кованьков и Субботин. Главный режиссер пресс - конференции майор Хауссон, как всегда, уселся в самом последнем ряду. В зале установилась мертвая тишина, только трещали кинокамеры да затворы фотоаппаратов. Корреспонденты быстро записывали:

«Русский лейтенант взволнован...»

«В руках у лейтенанта нет никакого текста, это вызывает доверие...»

«Мы не знаем, кто с ним за столом второй, но он тоже очень волнуется...»

В тишине зазвучал ясный и твердый голос Кованькова. Он говорил на немецком языке.

- Господа, я обращаюсь к вашей совести, к совести общественного мнения всего мира. Если есть еще на свете справедливость и честность, вы должны поверить тому, что я сейчас расскажу, и стать на защиту справедливости.

Между прочим, это вступление Кованьков произносил и на репетиции - «для напряжения в зале». Но почему - то сейчас начало речи лейтенанта встревожило Хауссона.

- Господа, - продолжал Кованьков, - я должен был пересказать заявление, которое подготовили для меня сотрудники американской разведки во главе с майором Хауссоном и еще вот с этим предателем, неким Скворцовым.

Кованьков показал на Субботина. Тот, изобразив на лице ужас и полную растерянность, отшатнулся от лейтенанта, вскочил и начал глазами искать Хауссона. А Кованьков в это время продолжал:

- Я был предательски выкраден той же американской разведкой из Восточного Берлина. Угрозой расправы, вплоть до уничтожения, они хотели заставить меня сделать заявление по шпаргалке. Я этого не сделаю. - В зале возник гул. Корреспондентские ручки резво прыгали по бумаге. Сенсация! Наконец - то настоящая сенсация!...

Хауссон вскочил. Чуть не потеряв контроль над собой, он хотел крикнуть: «Пресс - конференцию закрываю!», - но вовремя удержался. Все равно было уже поздно, никакая сила уже не могла погасить вспыхнувшую сенсацию.

- Я не буду говорить о (политике, - продолжал лейтенант Кованьков, - так как знаю, что мои убеждения для вас чужды. Тем не менее я надеюсь на вашу помощь. Вот все, что я хотел сказать. Да, еще несколько слов...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Веди нас, партия, вперед, к коммунизму

Торжественный пленум ЦК ВЛКСМ

О самом заветном

Обсуждаем статью «Какое оно, личное счастье?»