- Здравствуйте, ребята! - отзывается на приветствие первоклассников пожилой человек в синем халате. - Сегодня мы займёмся изготовлением алфавита для классных календарей. Берите ножницы, клей, кисти.
Урок политехнического обучения в московской средней школе № 50 начался.
Часом позже сюда придут второклассники, которые станут к переплётным станкам. Пятиклассники займутся токарным делом - им нужно выточить костяшки для счётов первогодков. Ребята седьмых и десятых классов, включив электробур и электропилу, продолжат работу по изготовлению измерительных приборов для кабинетов физики и химии.
Пройдите по всем этажам школы, загляните в любой класс или кабинет - всё, что вы увидите из наглядных пособий, сделано руками самих учащихся.
Урок труда в политехнической мастерской бывает всего лишь раз в неделю, и его с нетерпением дожидаются большие и маленькие школьники. В светлой высокой комнате, где рядами стоят различные станки, где на плитке в большом ведре варится столярный клей, можно делать всё, что делают на производстве взрослые люди.
Научить ребят пользоваться основными средствами и орудиями труда - это одна из задач политехнического обучения в школе. Советский гражданин, пользуясь неограниченной свободой выбора самых различных профессий, должен иметь и возможность готовиться к этому выбору с детства.
Ребята 50-й школы не просто учатся ремёслам. На каком бы станке они ни работали, каким бы материалом ни пользовались, что бы они ни мастерили, они повторяют в труде то, что им уже известно по школьной программе. Это и принцип обращения с электрической энергией, и практическое знакомство с качеством того или иного материала, это, наконец, сделанный своими руками тот несложный прибор, о котором вчера рассказывала преподавательница физики.
Руководитель мастерской Сергей Николаевич Постельников и директор школы Фёдор Гаврилович Шабанов полны новых творческих замыслов. Им хочется организовать опытный земельный участок, где школьники могли бы проявить себя на практических занятиях по биологии.
- Интересная психология у ребят, - говорит Сергей Николаевич. - Они больше начинают любить тот предмет, по которому им пришлось выполнить какое-то задание. Да и запоминается он тогда легче, а главное, на всю жизнь.
Зачастую на уроке труда под пенье электропилы или под весёлый шелест стружек ходит между станками, часто склоняясь к молодым мастерам, худощавый человек с добрым морщинистым лицом. Это профессор Академии педагогических наук И. Г. Розанов. Труд и наука в нашу сталинскую эпоху неразделимы.
Товарищ Сталин указывает, что необходимо «добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии». Трудовое воспитание учащихся в 50-й школе - первые шаги по выполнению этого указания.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.