А между тем шаром заинтересовались дельтапланеристы ДОСААФ. Им показалась интересной перспектива получить шар в свою собственность: можно поднимать шаром несколько дельтапланов и потом стартовать прямо с шара!.. Обескураженные нерасторопностью, они написали письмо в инстанции. В инстанциях начали действовать, и запрос: как у нас дела с шарами? — стал спускаться ниже и ниже, так что одному из тех, кто подписал официальную просьбу о помощи, Садикову Владимиру Александровичу, заместителю начальника Центрального клуба дельтапланеризма, пришлось, отвечая на запрос, по сути... отвечать самому себе! Вот как закрутили. Ну, а небо меж тем, разумеется, пустовало. Или заполнялось бумагами, что одно и то же.
Узнал о письме господина Камерона и Римас. Он быстро, как привык делать все, связался с главой фирмы «Камерон баллонз ЛТД», и Камерон ему так же живо ответил, что с удовольствием готов принять литовских воздухоплавателей и подарить им шар, но, пообещав шар Федерации авиаспорта, должен ждать ответа от Федерации. «Если они вам отдадут свою квоту — пожалуйста», — в таком смысле завершал ответ бизнесмен.
В Управлении международных связей ЦК ДОСААФ тем временем задумались: прошло уже так много времени, что отвечать англичанину вроде как и неудобно. И до сих пор у меня нет уверенности, ответили ли вообще фирме «Камерон». Во всяком случае, единственный слух дошел до В. А. Садикова: будто бы собирались запросить фирму, подтверждает ли она свое столь давнее обращение в Федерацию?..
Английский бизнесмен прислал Римасу даже дизайнерскую разработку будущего шара. Я видел проспекты фирмы «Камерон»: шары в виде домов, автомобилей, бутылок!.. Проект, подготовленный для «нас», полностью отражает представление господина Камерона и его фирмы о людях, лишенных чувства юмора, умения радоваться вообще жизни и ее пустякам, о людях, которые склонны будут заподозрить в «бесплатном приложении», скажем, пропаганду западного образа жизни... Шар предполагался натурального красного цвета. На нем должно быть написано «СССР», должна красоваться и эмблема Федерации авиаспорта. Все. Дизайнеры фирмы, талантливые весельчаки, исходили из стереотипных представлений о наших вкусах. Дон Камерон хотел «купить» нас красным цветом! Он как нутром чувствовал, что при серьезнейшем обсуждении — принимать капиталистический подарок или нет? — будет неизбежно произнесена фраза: «Данный вид спорта не следует развивать ввиду того, что он не получит массовости».
И эта фраза действительно была произнесена. Где и на каком уровне — теперь установить невозможно. Но ее цитировали в разговорах со мной.
...И вот в начале июля решение все-таки созрело. Решение передать копии документов литовскому обществу воздухоплавателей. Подведем итог: письмо из Бристоля датировано 16 декабря прошлого года. Прошло... семь месяцев. Семь месяцев для того, чтобы лишь сделать вид, что вопрос услышан!
И тут я подумал: зачем ехать в какую-то Африку и ломать деревья, из древесины которых делается корзина для полетов? Проще простого спеленать шар — завернуть в бумажку. Не положено нашей молодежи летать наяву. Пусть летает во сне!
Литовское общество воздухоплавателей работает при ЦК ДОСААФ Литвы. Общество при обществе. Могучее общество имеет право посматривать на молодое равнодушно: сами, мол, растите.
— Наша помощь воздухоплавателям не столько денежная, сколько вещественная, — рассказывал мне в Вильнюсе председатель ЦК ДОСААФ Литвы генерал-майор Г. Тауринскас. — Мы, например, помогли им купить планер. Мое мнение: занятия воздухоплаванием отвлекут молодежь от пьянства, наркомании...
Медики подтвердят: для того, чтобы отвлечь от пагубных пристрастий, нет иного метода, кроме увлекательного и изнурительного труда. В корзину шара садятся всего двое, а тащат корзину с шаром не менее восьми...
— Если ДОСААФ не поможет — никто им не поможет, — закончил генерал-майор.
Вернувшись в Москву, я узнал, что ЦК ВЛКСМ одобрил инициативу литовских спортсменов. Для развития воздухоплавания выделено 50 тысяч рублей. Принято решение о создании филиала общества в Краснодаре. Римаса вызывали в ЦК для беседы с секретарем И. Орджоникидзе. Что ж, летим, можно сказать. Наконец-то.
А Римас снова в небесах! Звоню в Вильнюс и узнаю: он опять уехал в Венгрию — готовится новый обмен; ведутся переговоры с чешским аэроклубом; есть проект сотрудничества с американской фирмой «Пепси-кола»...
«Ехали комарики на воздушном шарике». Это все, что знает о шариках мой сын-детсадовец. Я рассказал ему о шаре. Он не удивился, но спросил: а ты летал? Он ничему удивительному не удивляется. Для него это в порядке вещей.
Слыхали? В Польше пройдут детские соревнования. На специальных шарах, разумеется.
Значит, этой осенью ищите Римаса там.
P.S. Когда материал был подготовлен к печати, стало известно, что советский кооператив «Сотрудничество» и английская фирма «Камерон баллонз ЛТД» подписали протокол о намерении создать совместное предприятие по производству воздушных шаров и эксплуатации их в спортивных, туристических и коммерческих целях. В протоколе говорится и об упоминавшемся в материале злополучном шаре-подарке. Он передается кооперативу «Сотрудничество».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.