Поход перед походом

С Карташов| опубликовано в номере №81-82, июль 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Визиты англичан

Звуки горна, где - то совсем близко над самым ухом, подымают нас с коек. Бросаемся к открытым иллюминаторам. Корабль идет быстро, и брызги залетают в каюту.

Играют утреннюю повестку - подъем флага на корабле. Торжественная минута. Все находящиеся на палубе независимо от служебного положения выстраиваются вдоль бортов и стоят смирно, пока горнист не даст отбой.

Солнечное утро. Гуляем по палубе. Моряки рассказывают о своей жизни.

Как - раз проходим в тех местах, где в начале войны был потоплен германской подводной русский крейсер «Паллада». Крейсер потонул в две минуты. Не спаслось ни одного человека.

Опять ныряют подводные лодки, выполняя какой - то сложный маневр. Насколько удачно он выполняется - судить невозможно, потому что надо вычислить всяческие сложные кривые углы и т. п. веши.

Проходим место, где в 1919 г. на расставленном англичанами минном поле погибло три прекрасных советских эскадренных миноносца. Это были времена, когда британский флот командовал безраздельно не только в Балтийском море, но даже в Финском заливе, когда британские истребители пиратскими набегами подходили к самому Кронштадту и топили все, что могли, из обескровленного состава советского флота, команды которого сражались на сухопутных фронтах, а орудия были сняты для вооружения бронепоездов.

Однажды английские канонерки, что называется, зарвались, устроили налет на корабль - склад, где хранились сильно взрывчатые вещества. Взрыва этого корабля было бы достаточно для того, чтобы причинить флоту и крепости непоправимый ущерб. Англичане настолько были уверены в успехе, что уже авансом выпили за победу. Когда же наша батарея, оказавшаяся там, где они меньше всего ее ожидали, заставила их сдаться, пьяные офицеры признались, что шли в полкой уверенности, что по ним даже не станут стрелять.

Дорога смерти

Много рассказов есть во флоте об его боевом прошлом. Но мне хочется привести еще только один случай, совершенно небывалый в истории военного флота и у нас неизвестный.

Когда на английские мины наскочили три миноносца, с ними был и эсминец «Летуч».

Очутившись среди минного поля и случайно избежав столкновения с миной, командир эсминца не растерялся. Назад итти уже нельзя было, мины были кругом, и командир приказал развить, мало сказать полный - бешеный - ход вперед.

Рискуя взрывом машин, эсминец чуть ли не летел по воздуху. Он шел так быстро, что мины рвались у него за кормой. Командир неожиданно, молниеносно учел тот факт, что между моментом столкновения с миной и взрывом ее пройдет несколько секунд, - время, вполне достаточное для того, чтобы небольшой сравнительно корабль мог пройти эту коротенькую, но подлинную дорогу смерти.

И, действительно, корму, наименее жизненную часть военного корабля разнесло, разворотило взрывами, и эсминец вернулся в базу без кормы, но сохранив людей.

Возвращаемся из похода. Над головами кружат наши гидро. На баке - импровизированный «вечер самодеятельности».

Поет украинский хор. Собственный джаз - банд на ведрах, метлах, чайниках, мисках и т. п. музыкальных инструментах играет любую вещь по заказам публики. Надо отдать должное - играют так, что не стыдно и в Москву.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Под жгучим солнцем - по вечным льдам

Самое главное, что нужно знать о Кавказе