Звуки горна, где - то совсем близко над самым ухом, подымают нас с коек. Бросаемся к открытым иллюминаторам. Корабль идет быстро, и брызги залетают в каюту.
Играют утреннюю повестку - подъем флага на корабле. Торжественная минута. Все находящиеся на палубе независимо от служебного положения выстраиваются вдоль бортов и стоят смирно, пока горнист не даст отбой.
Солнечное утро. Гуляем по палубе. Моряки рассказывают о своей жизни.
Как - раз проходим в тех местах, где в начале войны был потоплен германской подводной русский крейсер «Паллада». Крейсер потонул в две минуты. Не спаслось ни одного человека.
Опять ныряют подводные лодки, выполняя какой - то сложный маневр. Насколько удачно он выполняется - судить невозможно, потому что надо вычислить всяческие сложные кривые углы и т. п. веши.
Проходим место, где в 1919 г. на расставленном англичанами минном поле погибло три прекрасных советских эскадренных миноносца. Это были времена, когда британский флот командовал безраздельно не только в Балтийском море, но даже в Финском заливе, когда британские истребители пиратскими набегами подходили к самому Кронштадту и топили все, что могли, из обескровленного состава советского флота, команды которого сражались на сухопутных фронтах, а орудия были сняты для вооружения бронепоездов.
Однажды английские канонерки, что называется, зарвались, устроили налет на корабль - склад, где хранились сильно взрывчатые вещества. Взрыва этого корабля было бы достаточно для того, чтобы причинить флоту и крепости непоправимый ущерб. Англичане настолько были уверены в успехе, что уже авансом выпили за победу. Когда же наша батарея, оказавшаяся там, где они меньше всего ее ожидали, заставила их сдаться, пьяные офицеры признались, что шли в полкой уверенности, что по ним даже не станут стрелять.
Много рассказов есть во флоте об его боевом прошлом. Но мне хочется привести еще только один случай, совершенно небывалый в истории военного флота и у нас неизвестный.
Когда на английские мины наскочили три миноносца, с ними был и эсминец «Летуч».
Очутившись среди минного поля и случайно избежав столкновения с миной, командир эсминца не растерялся. Назад итти уже нельзя было, мины были кругом, и командир приказал развить, мало сказать полный - бешеный - ход вперед.
Рискуя взрывом машин, эсминец чуть ли не летел по воздуху. Он шел так быстро, что мины рвались у него за кормой. Командир неожиданно, молниеносно учел тот факт, что между моментом столкновения с миной и взрывом ее пройдет несколько секунд, - время, вполне достаточное для того, чтобы небольшой сравнительно корабль мог пройти эту коротенькую, но подлинную дорогу смерти.
И, действительно, корму, наименее жизненную часть военного корабля разнесло, разворотило взрывами, и эсминец вернулся в базу без кормы, но сохранив людей.
Возвращаемся из похода. Над головами кружат наши гидро. На баке - импровизированный «вечер самодеятельности».
Поет украинский хор. Собственный джаз - банд на ведрах, метлах, чайниках, мисках и т. п. музыкальных инструментах играет любую вещь по заказам публики. Надо отдать должное - играют так, что не стыдно и в Москву.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Самое главное, что нужно знать о Кавказе