Огромные стальные, сливающиеся с цветом воды, корпуса боевых кораблей дремлют на спокойном рейде, и только кажущиеся крохотными фигурки военморов на вышках некоторых кораблей «семафорят» - сигнализируют отсюда флажками соседям, ведя этот своеобразный морской разговор, непонятный непосвященным.
Ровно в 12 часов дня по сигналу с флагманского корабля суда, участвующие в плавании, снимаются с якоря. Кильватерной колонной двигаемся с рейда и дальше идем вдоль Финского залива уже походным порядком. Главные силы - линкоры, т.е. линейные корабли, а кругом сторожевое охранение из эскадренных миноносцев - эсминцев.
Миноносец, миноноска. На суше это звучит как - то неважно, - суденышко, дескать. Но эти самые миноцоски оказываются вблизи такими почтенными бронированными громадинами, что невольно проникаешься к ним уважением.
Проходим мимо фортов крепости. Участвующие в плавании артиллеристы Кронкрепости старательно ищут в бинокль собственные батареи и делают соответствующие выводы на счет маскировки.
Но вот Кронштадт начинает таять, как ледышка на солнце, и постепенно скрывается в синей дали.
С нами идет в плавание группа слушателей Военно - Морского Инженерного Училища. На корабле они работают практикантами и одновременно несут общевоенморскую службу. В плавании им приходится нелегко, так как на них возложена партийно - просветительная работа среди экипажа. Отличная молодежь! Стоило ехать из Москвы в Балтфлот из - за того только, чтобы познакомиться с этими чудесными ребятами.
От них веет такой свежестью, крепостью, любовью к своему делу, к жизни, к революции, что, проведя с ними несколько дней, чувствуешь себя словно обновленным.
Среди них много, кончивших рабфаки, московских комсомольцев, есть и студенты, ушедшие в Военно - Морское Инженерное Училище из гражданских вузов. Эта молодежь просто поражает.
По общему развитию они, пожалуй, не уступают нашим свердловцам, фоновцам, экономистам, но превосходят тех большими знаниями в области точных наук: математики, механики, электротехники, кораблестроения... Через год - два из них выйдут квалифицированные работники военно - морского дела, большинство которых может быть использовано и на мирной строительной работе на любом предприятии крупной индустрии, не говоря уже об общественной и политической работе.
Мне понравилось, что здесь не диспутируют на половые темы, не создают проблемы из выеденного яйца, не мусируют отрицательных сторон быта. Очень хорошая здоровая среда, в которой можешь многому научиться.
Хочется еще отметить их взаимоотношения с рядовыми военморами.
Вот уж где нет «оторванности от масс». Эти студенты и будущие командиры кораблей спят в тех же кубриках, что и простые военморы, ведут ту же жизнь, что и они, а работают больше подавая постоянный пример выдержки и дисциплинированности.
Ночью мы прошли по средине Финского залива, имея справа Гельсингфорс, а слева - Ревеле. Около восьми утра корабли вышли на широкий простор Балтики.
Эскадра перестраивается, продолжая маневры. На горизонте - противник, - возвращающиеся из дальнего плавания популярные у нас боевые корабли «Аврора» и «Комсомолец». В сильный бинокль видны полосы дыма их труб. Все напряжены, как перед настоящим боем.
«Боевую тревогу» сигнализируют нам с флагманского корабля. Моментально все пришло в движение. По палубе заметались военморы, «задраивая» корабль, т. - е. приводя его в состояние боевой готовности, для чего закрываются все люки и отверстия, даже вентиляция. Еще минута, и на палубе ни живой души. Все на своих боевых постах, в броневых башнях, у орудий, у прожекторов.
- Огонь! - И вспышки прожектора заменяют нам залп.
Здесь учитывается все. И положение солнца, и то, как стоят корабли противника по отношению к нам, и сила нашего хода, и преимущество вооружения, и возможности противника, и сотни других вещей. Весь этот «маневренный материал», каждое распоряжение командиров, каждый выстрел будут разобраны в штабе, и тогда только можно будет сделать те или иные боевые и военно - научные выводы.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Самое главное, что нужно знать о Кавказе