Беседа за «круглым столом» с участниками Всесоюзной выставки молодых художников «Молодость страны», посвященной XX съезду ВЛКСМ
Они расположились буквально по соседству — Кремлевский Дворец съездов, где проходил XX съезд комсомола, и Выставочный зал Манежа, где открылась главная молодежная выставка страны. Какую роль способна взять на себя молодежь в охватившем всю страну процессе перестройки? Вот, пожалуй, наиболее актуальный вопрос съезда. И такой же вопрос задают посетители выставки.
Ее организаторы — Министерство культуры СССР. Союз художников СССР, Академия художеств СССР и ЦК ВЛКСМ. Перед выставкомом (председатель — народный художник СССР Таир Салахов) стояла сложная задача просмотреть около 6000 работ молодых художников из всех союзных и автономных республик. На этот раз больше половины представленных работ были приняты и более 2000 вошли в экспозицию, что вдвое превысило обычную норму.
Выставка отличается от предыдущих не только желанием показать «как можно больше» (ведь впервые в Манеже работы были развешаны в два ряда), но и представить разнообразие художественного видения. Практически всем существующим сегодня направлениям — критический реализм, традиционный реализм, художественный эксперимент, экспрессионизм, примитив, авангард — нашлось место в экспозиции.
Корр. Надежды, возлагаемые зрителями на Всесоюзную выставку, — следствие «сюрприза», преподнесенного вами в конце прошлого года. XVII молодежная выставка московских художников на Кузнецком мосту, вызвавшая массу споров и неожиданно большой наплыв зрителей, открыла новые имена и «закрыла» старые представления о возможностях выставочного дела. Каким будет следующий шаг?
Сергей Манцерев. 29 лет, третьекурсник Московского высшего художественно-промышленного училища. «Молодость страны» — первая в его жизни выставка. По-моему, он уже сделан. Мои работы приняли, не спрашивая справок с места учебы, не сверяясь с мнением администрации училища. Не думал, что такое возможно.
Сергей Стародубцев, 35 лет, член Союза художников СССР, окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, участник нескольких Всесоюзных выставок. Раньше было как? Сначала спрашивали, у кого учится «претендент». Потом выясняли, кому из членов выставочного комитета знакомы его работы. А сами работы смотрели в последнюю очередь, и то не всегда. Просто руки опускались от такого «отбора»!
Максим Кантор, 29 лет, член молодежного объединения при Московской организации Союза художников, окончил Московский полиграфический институт, участник пяти выставок, во Всесоюзной участвует впервые. Пора дать художнику право самому отвечать за свои работы. В этом смысле тоже сделан определенный шаг. На недавней выставке на Каширской вообще не было никакого выставкома. Просто было создано творческое объединение единомышленников, в котором каждый имел равные права и равную выставочную площадь.
Альгис Бигузас, 28 лет, член молодежного объединения при Союзе художников Литвы, окончил Литовский государственный художественный институт, участник десяти республиканских выставок, во Всесоюзной участвует впервые. Я не видел выставок на Кузнецком и на Каширской — только слышал о них. Но в подготовке республиканской выставки мы пошли примерно тем же путем. Объединение избрало свой оргкомитет. Потом именно с этой выставки, а не откуда-нибудь со стороны Министерство культуры отбирало работы для Всесоюзной. Такой опыт — первый. Не скажу, что он обернулся полным отсутствием конфликтов. Отказывать хорошо знакомым людям, сверстникам оказалось очень трудно.
Корр. Вот видите, отсутствие оргкомитета или «свой» оргкомитет не панацея. Скорее, временная мера. Конфликтов избежать все равно не удастся, и все равно кто-то вынужден оставаться «за дверьми».
А. Бигузас. Так это творческие конфликты, а не закулисные интриги!
Лев Табенкин, 34 года, член СХ СССР, окончил Московский полиграфический институт, участник нескольких десятков выставок, во Всесоюзной участвует впервые. Нельзя недооценивать право художника на личную ответственность за свое творчество. XVII молодежную отличал от многих других стойкий энтузиазм ее участников, рожденный этим правом. Сейчас на Кузнецком — весенняя выставка МОСХа, которая не сильно отличается от молодежной по стилистике. Однако она не стала событием. Но... никому не придет в голову упрекать за это ее организаторов или участников. А мы рисковали.
Корр. И наиболее активно поддержали вас в риске зрители. Те самые, которых вы обычно обвиняете в потребительском отношении к искусству, отсутствии должной подготовки и доброжелательности. Но и вам не худо бы предпринять какие-то шаги навстречу зрителю.
А. Бигузас. Для этого нужна трибуна. Не будешь же вылавливать зрителей на улице и затаскивать в мастерскую.
Алексей Сундуков, 35 лет, член СХ СССР, окончил МВХПУ, участник пятнадцати выставок, во Всесоюзной участвует впервые. Иногда складывается впечатление, что потеря влияния изобразительного искусства на зрителя — процесс запланированный и последовательно реализуемый. Зайдите в новое здание Третьяковки на Крымском валу. Современное искусство представлено там огромным количеством огромных полотен. А зрители... вообще не представлены. Как в пустыне, честное слово! Эти работы покупали не год и не два. И не «кто-нибудь», а Худфонд — подразделение Союза художников. Для кого, спрашивается? Нет, я не призываю именно эти картины снять и какие-либо другие, по своему выбору, повесить. Но если, пусть временно, поместить с ними рядом образцы современных художников или, наоборот, работы изрядно подзабытых художников 20-х годов, экспозиция приобрела бы публицистический заряд. Зрители поневоле сравнивали бы, спорили.
Корр. Вам не кажется, что мы больше говорим о способах демонстрации произведений искусства, нежели о них самих? Сейчас время нового осмысления истории и современности, время новых, реалистичных прогнозов, время снятия «запретных тем». Неужели оно не отразилось на вашем творчестве?
Л. Табенкин. Я лично с опаской отношусь к художникам, с готовностью «откликающимся» на требования времени. Что ж поделать, бывают времена, когда одни пишут «в стол», а другие жалуются на запреты.
Виктор Татаренко, 35 лет, член СХ СССР, окончил ЛВХПУ имени Мухиной, участник Всесоюзных выставок. Монументальное искусство требует огромных затрат, большого числа рабочих рук, массового восприятия. Иными словами, социального заказа. И здесь компромиссы оборачиваются обилием плакатных, схематичных монументов и почти полным отсутствием проблемных работ. Эта проблема практически не тронута. Чтобы она сдвинулась с мертвой точки, должны измениться критерии социального заказа.
Корр. «Должны измениться» — звучит безлико. Может быть, «должны изменить»? И не кто-нибудь, а вы?
В. Татаренко. Менять порядки может человек, так или иначе себя заявивший. Сейчас можно найти активные способы подачи «заявления»: например, через любительские объединения. Но они идут как бы помимо Союза художников.
Л. Табенкин. То, что на выставках соседствуют совершенно разные жанры, стили и взгляды, — реальное достижение демократизации искусства. Вполне допускаю: то, что не нравится мне на Всесоюзной выставке, понравится многим. И наоборот: многим не понравятся мои работы и кого-то из присутствующих здесь. Но такое соседство предполагает дискуссию открытую, а не келейную. И борьбу творческую, а не административную. Надо признать, что пользоваться такой возможностью мы пока не умеем.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.