Стучат коклюшки, мелькают пальцы — и вот уже виден сказочный узор, на глазах рождается чудо...
Кружевоплетение. Один из уникальнейших русских народных промыслов. Пользующийся всемирной известностью, сегодня он, как это ни печально, сталкивается с большими трудностями. В торговле скопились немалые запасы нереализуемых кружев, в вологодском объединении «Снежинка» предполагается «сокращение» более двух тысяч мастериц, но парадоксальная ситуация: когда в прошлом году художники Всероссийского центра моды показали в Париже коллекцию с использованием вологодских кружев, эти вещи имели там невероятный успех. И не получится ли так, что мода на кружево, как это уже было с русскими сапожками, придет к нам из-за границы?
Уникальный промысел нужно спасать, потому что, потеряв, возвратить из забвения его будет уже невозможно. Ремесло это трудное, передается от поколения к поколению и без преемственности обречено на гибель. А ведь это часть отечественной культуры, и горько будет, если потомки смогут увидеть дивный узор только в музее.
Аксиома: товар нуждается в умелой торговле (многим ли, например, известно, что в Вологде выпускается кружево трехсот видов?) и в умелом использовании художниками-модельерами. Жестко нарисованный силуэт с подчеркнутой и сильно расширенной линией плеч делает женщину излишне мужественной, не правда ли? Но как изменяется образ, стоит внести в эти геометрически четкие линии ломаные изгибы кружева! Сохраняется острота силуэта, но одновременно смягчается образ. Кружево — в виде «штучных» мотивов, вставок и замысловатых жабо — располагают ближе к лицу. Белая отделка очень эффектно выглядит на платьях черного цвета.
Кружевной шарф, повязанный снаружи, под воротник и лацканы брючного костюма, превращает его в одежду выходную, праздничную, а необычность такого решения создает ощущение острой моды — то, что мы называем авангардом. Но даже и в тех случаях, когда платье или костюм выполнены из ярких набивных тканей, кружево не оказывается лишним.
Кружево ручной работы стоит недешево, и по этой причине мы нередко отказываемся от него. Хотя, случается, готовы переплачивать за другие — стандартные, но дефицитные вещи. А ведь кружево — такое, как вологодское, — живет долго. И не только потому, что льняные нитки прочны, а кружевницы отлично знают свое ремесло. Одно и то же кружево — вставка, воротник, пышное жабо — может украшать разные вещи вашего гардероба. И чем неожиданнее будет придуманный вариант, тем современнее будет казаться найденное решение.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Из дневника комсомольца-героя
Патриоты нашего времени