Поэзия правды

П Тамиллин| опубликовано в номере №503, май 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

15 лет назад Алексея Максимович Горький писал:

«Мы живём в счастливой стране, где есть кого любить а уважать. У нас любовь к человеку должна возникнуть - и возникнет - из чувства удивления перед его творческой энергией, из взаимного уважения людей к их безграничной трудовой коллективной силе, создающей социалистические формы жизни, из любви к партии, которая является вождём трудового народа всей страны и учителем пролетариев всех: стран».

Эти строки великого пролетарского писателя не могут не вспомниться сегодня, когда мы оцениваем успехи советской литературы и кинематографии, и в особенности те выдающиеся произведения, которые отмечены Сталинскими премиями за 1947 год.

Произведения художественной литературы и кинематографии истекшего года, заслужившие высшую оценку партии и народа, проникнуты той горячей любовью и уважением к советскому человеку, к великой большевистской партии, о которых говорил А. М. Горький. Различные по жанру и манере, разнообразные по тематике, эти произведения воинствующе – партийны, высокоидейны. Они олицетворяют собою поэзию правды.

Свежи в памяти слова, сказанные В. М. Молотовым с трибуны торжественного заседания Моссовета 6 ноября 1947 года. «Нельзя считать случайностью, - говорил товарищ Молотов, - что ныне лучшие произведения литературы принадлежат перу писателей, которые чувствуют свою неразрывную идейную связь с коммунизмом». В. М. Молотов напомнил в своей речи о «пророчествах» наёмных буржуазных писак, будто советские люди, познакомившись в своих боевых походах с порядками и культурой на Западе и побывав во многих городах и столицах Европы, вернувшись домой, захотят установить такие же порядки на Родине. «А что вышло? Демобилизованные солдаты и офицеры, вернувшись на Родину, взялись с ещё большим жаром укреплять колхозы, развивать социалистическое соревнование на фабриках и заводах, встав в передовых рядах советских патриотов».

Этим словам Вячеслава Михайловича Молотова горячо рукоплескали не только те, кто сидел в зале заседаний Моссовета. Им аплодировал весь наш великий народ, благодарный за точное выражение своих мыслей.

Одним из достоинств произведений лауреатов 1947 года является как раз то, что в них ярко и правдиво, с большой силой убедительности показаны те черты советского человека, о которых говорил В. М. Молотов. Возьмём ли мы героев романа А. Гончара «Знаменосцы», героев роман. «Счастье» П. Павленко, «Бури; И. Эренбурга, героев «Белой берёзы» М. Бубеннова, «Кружилихи» В. Пановой. «Борьбы за мир» Ф. Панфёрова или поэму недавно трагически погибшего Алексея Недогонова «Флаг над сельсоветом», возьмём ли мы героя кинокартины «Подвиг разведчика», «Сказание о земле Сибирской» и других - всюду мы видим не только волнующее изображение подвига, но и раскрытие высоких нравственных качеств советского человека.

Мы знаем, что в противовес буржуазным писакам многие и многие трудящиеся за рубежом полны чувства восхищения перед нашими людьми и пытаются честно понять «секрет» советской жизнеустойчивости. Один из персонажей романа «Буря» Ильи Эренбурга хорошо объясняет этот «секрет». Он говорит, что у советских людей «не просто государство, у них государство плюс идея... У них не просто сильный характер, у них сильный характер плюс идея».

Эта идея - коммунизм. «В нашей стране коммунизм воодушевляет к вдохновенному труду, к героической борьбе за Родину, к высокому идейному творчеству» (В. М. МОЛОТОВ).

Советский человек, побывавший в дни войны за рубежом, понял до глубины души, как, быть может, не понимал этого с такой силой раньше, что только коммунизм несёт людям счастье.

Советский человек выступает как поборник демократии и мира во всём мире.

И не случайно подолянин Хома Хаецкий из романа Гончара «Знаменосцы», идя с боями по румынской земле, заявляет: «Я должен знать, как туточки будет после нас». И тут дело не только в том, что Хома Хаецкий вместе со своими товарищами «Романию бурей пролетели, а скрозь всю Трансильванию на локтях проползли».

Дело тут в духовном облике советского солдата, в его высокой идейности, позволяющей видеть далеко вперёд, питающей любовь к человеку труда.

Вот откуда идёт тот жар, с которым демобилизованные воины взялись; за осуществление послевоенной пятилетки. Пожалуй, никто до сих пор не выразил в стихах с такой поэтической силой тему вдохновенного послевоенной труда, как это сделал Алексей Недогонов в поэме «Флаг над сельсоветом». Если вчера счастье Отчизны решалось на поле боя, то сегодня оно решается в будничном, но героическом труде:

«Из одного металла льют

Медаль за бой,

Медаль за труд»

(«Флаг над сельсоветом»).

Читаем ли мы роман В. Пановой «Кружилиха», очерки Б. Галина «В Донбассе» и «В одном населённом пункте», поэму Н. Грибачева «Колхоз «Большевик» и другие произведении. заслужившие Сталинскую премию, эта .мысль, так ярко выраженная Алексеем Недогоновым. не покидает нас.

Нельзя не отметить ещё одну общую черту, присущую всем удостоенным Сталинских премий произведениям, посвященным важнейшим. волнующим проблемам сегодняшней нашей жизнь Речь идёт об отображении высокого морального уровня и передовой роли коммунистов, о великой вдохновляющей и организующей роли нашей партии. В нашей художественной литературе не был ещё с такой силой показан, например, рядовой партийный пропагандист, как это есть в романе П. Павленко я в очерках Б. Галина. Большевик Пантелеев сродни большевику Воропаеву. Оба они видят счастье в том, чтобы вести простых людей вперёд, к коммунизму, обогащать их внутренний мир великими идеями партии Ленина - Сталина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены