В ознаменование выдающихся заслуг перед Красной Армией имя замечательного русского художника - баталиста М. Б. Грекова было в 1934 году присвоено армейской художественной студии. После нескольких лет учёбы студийцы вступили в Отечественную войну профессиональными художниками. Отчётные выставки грековцев в период 1941 - 1945 годов были главным образом живым и ярким репортажем с театра военных действий.
На открывшейся в этом году в ЦДКА юбилейной выставке военных художников студии имени Грекова репортаж уступил место углублённому художественному творчеству. От этюдов и набросков художники - студийцы перешли к большим, обобщающим полотнам. На выставке представлено свыше сорока картин большой жизненной правды и высокого мастерства.
Одной из самых значительных работ является диорама «Форсирование Днепра» художников старших лейтенантов А. Горпенко в А. Стадника. Широко раскинулся Днепр. Вперёд, к переправе, спускаются с крутизны солдаты, на резиновых понтонах движется мощная артиллерия. Люди, не чувствуя леденящего ветра, идут, едут, плывут всё вперёд и вперёд. Лёгкие, узкие, стремительные катера и тяжело груженные баржи подходят к острову; вихрем несутся осколки; костром пылает на воде объятый пламенем катер; рушится один мост, и тут же наводится новый. А к берегу, где ещё держатся немцы, на подручных средствах - на брёвнах, плотах, на рыбачьих «душегубках» - и просто вплавь подходят всё новые подразделения. Там кипит сражение; уже вступили в строй гвардейские миномёты, связисты тянут тонкий шнур телефонного провода; на вражий берег направляет стереотрубу генерал. Командный пункт - мозг этого стремительного штурма - объединил собой тысячи человеческих сердец...
Так повествует диорама о тяжёлых и героических боях на Букринском плацдарме, о беспримерном подвиге солдат, офицеров и генералов Советской Армии, сокрушивших возведённый гитлеровцами «неприступный восточный вал». Талантливые художники запечатлели героизм суровых будней войны, отвагу, сочетающуюся с высоким военным мастерством, ненависть к врагу, удесятерённую любовью к Родине.
Из других произведений, представленных на выставке, приковывают внимание портреты выдающихся советских полководцев работы молодого художника лейтенанта К. Китайко, а также полотно старшего лейтенанта И. Евстигнеева «Переправа через Дунай». С большим настроением написал Н. Обрыньба картину «Первый подвиг». Замечательны скульптурные портреты, выполненные младшим лейтенантом Першудчивым.
Памятный бой на Одерском плацдарме в ночь с 15 на 16 апреля 1944 года, когда впервые огни сотен прожекторов осветили логово фашистов, запёчатлён в диораме группы художников во главе с младшим лейтенантом П. Корецким.
Огромное полотно П. Кривоногова изображает взятие рейхстага. Ещё дымятся развалины и серым туманом окутаны стены, похожие на гигантские каменные оползни в горах, но всё это уже отошло, отступило перед радостной, торжествующей над всем Победой.
На выставке представлены работы уже широко известных в стране художников и скульпторов офицеров Советской Армии Е. Вучетича. В. Высоцкого. В. Климашина, Ф. Усыпенко. М. Моторина, М. Домащенко и других.
Победа и дороги, ведущие к ней, Победа и люди, завоевавшие её тяжёлым и славным ратным трудом, - вот герой и тема всей выставки художников - фронтовиков студии имени Грекова.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Электрическая сварка металлов