А только припомнил, как в проруби реки
Красных солдат, наших отцов,
Замораживали «беляки».
По телу пшеном прокатились мурашки,
Сжался - дрожь заиграла в зубах»... Это - более реальное, жизненное, искреннее восприятие прошлого, и поэтически оно выражено достаточно ярко, хотя в целом стихотворение «Мой дед» грешит рядом срывов, неуклюжестей, словесных небрежностей вроде сравнения седины деда с серебряными струнами или вроде описания вечера, «который вползает в дом, придавливая жиденький свет».
Это от неумения, от недостаточности художественного вкуса. Но умение и вкус крепнут у поэтов «Смены». Это ярко чувствуешь у Жислина в его лыжне - лирических строках:
«Привыкшая к душному цеху грудь
Морозным потоком полнится.
По россыпи солнца в пять минут
Рассыпалась
Лыжная конница».
Стихи Жислина, содержащие четкую идейную направленность, в то же время обладают живой эмоциональной окраской.
Возьмите также стихотворение Маруси Фейерович «Прощание с товарищем», напечатанное в № 3 - 4 «Смены» за этот год.
В «Прощании с товарищем» автору удалось при достаточной идейной глубине очень крепко слить личное и общественное. А вот это как раз является камнем преткновения в лирических произведениях даже наших крупных поэтов.
Недаром же Пастернак, «подымаясь и падая с пятилеткой», так беспомощно восклицает:
«Но как Мне быть
С моей грудной клеткой
И с тем, что всякой косности костей?»
Лирическая струя т. Фейерович бежит по руслу но только уничтожения всякой сердечной косности, по руслу борьбы с мелкобуржуазными пережитками сознания и психологии, но и формует то новое в психике и сознании человека, что даст ему право на почетное вступление в число граждан бесклассового социалистического общества.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.